Веера в Китае появились так давно, что уже никто и не помнит, как это было на самом деле. Есть версии, что история возникновения китайского веера начинается еще с неолита. Сомнительно, конечно. Если только считать веером пучок листьев или связанными в одно перьев.

Достоверно известно одно – первые китайские веера были в форме опахала на длинной костяной ручке. По некоторым данным, они могли быть завезены из Кореи.

Древнейшие китайские веера были найдены на раскопках, относящихся к эпохе Восточной Чжоу. В то время эти предметы служили наглядным подтверждением достатка и социального статуса владельца. В отличие от Европы, в которой впоследствии веерами пользовались исключительно дамы, в Китае веер был обязательным атрибутом императора.

В последние годы периода Воюющих царств (около 200 лет до н. э.) стали появляться полукруглые веера, сделанные на тончайших бамбуковых пластинках. Ими обмахивали представителей высшей аристократии во время жары. Простолюдины с их помощью готовили еду и вываривали соль.

В дальнейшем, во времена правления династий Суй и Тан, примерно полторы тысячи лет назад, когда культура в Китае стала переживать настоящий расцвет, веера стали изготавливать из тонкой шерсти, которую натягивали на деревянные или бамбуковые пластины. Девушки традиционно выбирали веера круглой формы ваньшань, а мужчины – овальной гунань, хэхуаньшань и гуаньшань. Китайские придворные поэты этого периода очень часто упоминают эти детали гардероба светского общества. Во втором тысячелетии новой эры появляются складные веера, популярные до сих пор.

Утилитарной вещью, предназначенной только для того, чтобы избавляться от жары и насекомых веер в Китае был очень короткое время. Очень скоро начал нести глубокий символичный смыл. Это был опознавательный знак, который мог многое рассказать о владельце, вплоть до интимных подробностей. Во времена династии Мин, складные веера с позолотой могли носить только фаворитки императора и особо выдающиеся сановники. Их мог дарить только правитель в знак особой милости и признания заслуг.

Вполне естественно усиления значимости веера вызвало необходимость соответствующего украшения этой вещицы. Лучшие художники и мастера изготавливали веера из нефрита, золота, слоновой кости, рогов зверей, сандалового дерева и бамбука. Лучшие резчики оформляли ручки изящнейшей резьбой, на пластины натягивали шелк, где мастера каллиграфии и живописи создавали уникальные картины. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, даже появился специальный «веерный» жанр живописи «хуан-няо», а также мифологические сцены и портреты. Веер в те времена был исключительно штучной работой, авторским экземпляром. Два одинаковых веера просто не могло существовать.

Искусство создания веера не остановилось на этом. Специально для ученых стали изготавливать веера с символикой Инь и Ян. Появились веера-шляпы и веера-ширмы. В домах знатных и состоятельных китайцев вешали настенные веера, которые служили не только украшением, но и, согласно учению фэн-шуй, притягивали энергию Ци в нужном направлении.

Фэн-шуй вообще уделял очень много внимания этой вещице – считается, что веер «перекрывает» неблагоприятную и разрушающую энергию Ша, защищает владельца от сплетен и наговоров, приносит в дом удачу, богатство и здоровье. Для того, чтобы веер начал «работать», необходимо определить, в каком направлении нужно притягивать Ци, и поместить там этот красивый предмет. Но нужно учитывать тот факт, что не только сам веер является мощным «магнитом» для удачи, изображение на нем не менее важный элемент. Например, дракон, как источник счастья, должен находиться в восточном секторе. Цветущая сакура или пионы, которые отвечают за любовь, уместны будут на западе, орел принесет больше пользы на юге.

Веер в качестве подарка преподносят дорогим и любимым людям, когда хотят, чтоб в их доме царило благополучие и гармония.

В Европу веер попал именно из Китая. Это исторический факт. Собственно Запад этого и не отрицает, и это практически единственный случай в истории, когда европейцы даже не скрывали место происхождение столь любимого аксессуара. Светские львицы Западной Европы довели искусство пользования веером до совершенства… но это другая история.

Веер не только украшал, его использовали и в боевых искусствах – пронести его в полах одежды не составляло труда. Правда, чаще помогал в отвлекающих маневрах и не был колюще-режущим оружием, как показывают в фильмах. Но его не для того и делали. Этот красивейший аксессуар создавал и создает ощущение тайны и легкости бытия.

Источник: http://www.chinapro.ru