Строительство танкеров осуществляется в рамках подписанного год назад соглашения о долгосрочном сотрудничестве между CNPC и СКФ. Оно предусматривает планомерное расширение объемов морской транспортировки сырой нефти российскими судами в интересах китайской PetroChina. В настоящий момент транспортировка осуществляется танкерами типа “Суэцмакс”.
По словам первого заместителя гендиректора пароходства ОАО “Совкомфлот” Евгения Амбросова, сегмент танкеров типоразмера VLCC (дедвейт свыше 300 000 т) – это новое направление деятельности для российского перевозчика. “Вхождение в этот сегмент рынка предусмотрено стратегией развития компании на 2010-2015 гг, — говорит он. — В российской торговле эти суда не используются, поскольку по своим параметрам не могут обрабатываться в российских портах. По тем же причинам строительство таких крупных судов на предприятиях российского судостроительного комплекса и на мощностях их зарубежных партнеров в сроки, предусмотренные долгосрочным контрактом с Китайской национальной нефтяной корпорацией, пока невозможно”.
Досье Открытое акционерное общество “Современный коммерческий флот” (Совкомфлот) – крупнейшая российская судоходная компания, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Она является одним из мировых лидеров в сегментах танкеров-продуктовозов, а также нефтеналивных танкеров типоразмеров “Афрамакс” и “Суэцмакс”. Флот включает 157 судов общим дедвейтом около 12 млн т. Чистая прибыль компании по МСФО за 2010 г. составила $164,285 млн.
PetroChina - крупнейшая азиатская нефтяная корпорация. В первые шесть месяцев 2011 г. объем добычи нефти PetroChina увеличился на 5% к уровню за аналогичный период 2010 г. и составил 446 млн баррелей. Переработка указанного сырья достигла 491 млн баррелей, что на 11,9% больше, чем в первой половине прошлого года. В первой половине текущего года чистая прибыль концерна достигла 66 млрд юаней ($10,3 млрд). |
Первый танкер, строящийся для СКФ в Китае, должны принять в эксплуатацию в четвертом квартале 2012 г. Впоследствии оба танкера VLCC будут перевозить нефть из стран Ближнего Востока, Западной Африки и Венесуэлы в Китай.
В настоящий момент общий объем флота PetroChina равен 3,05 млн т, знает аналитик “Инвесткафе” Кирилл Маркин. Около 1 млн т, по его данным, загружено доставкой нефти из Мексиканского залива и Карибского бассейна, 0,7-0,9 млн тонн – поставками в Сингапур, где PetroChina занимает около четверти рынка. “Китай уже давно не зависит от российских энергоресурсов и активно пользуется предложениями других стран, — считает аналитик. – Однако товарооборот Россией и Китаем неуклонно растет, как растет и интерес стран к укреплению совместного сотрудничества. Таким образом, стоит ожидать сохранения существующей тенденции и дальнейшего, более глубокого развития взаимоотношений между сторонами”.
По словам гендиректора УК “Сигерс” Дениса Ищенко, объемы заказов на строительство танкеров типа VLCC сейчас растут, причем около трети всех заказов разместили именно китайские нефтекомпании. “Китай намерено активно увеличивать запасы нефти, поэтому ему выгодно вкладываться в этом направлении”, — поясняет эксперт.
Кроме того, в КНР очень активно развивается судостроение: сейчас там огромное количеством судостроительных и обслуживающих отрасль компаний (около 1000), и, соответственно, высокая конкуренция, добавляет Кирилл Маркин. “В результате китайские судостроители могут предложить гибкие цены на свою продукцию, которые, однако, зависят от цен на металл”, — говорит аналитик.
Младший аналитик “Инвесткафе” Виталий Михальчук оценил стоимость строительства нового VLCC грузоподъемностью 200 000 т в $110-120 млн. “Однако цена может меняться в зависимости от условий на мировом нефтяном рынке, — отметил он. – В 2007-2008 гг стоимость такого танкера составляла $140-150 млн, а в 2009 г. – всего $100 млн. Например, в марте 2010 г. компания Crude Carriers приобрела два новых VLCC тоннажем 200 000 т за $96,5 млн каждый”.
По словам эксперта, на вторичном рынке стоимость VLCC зависит времени использования танкера; после 5 лет использования цена снижается на 20-25%. Но компаниям выгодно заказать строительство нового судна, чем покупать сэконд хэнд, считает Денис Ищенко.
Источник: http://www.chinapro.ru