Как началась работа с Китаем?
Это было вызвано адекватностью сложившейся ситуации в мире. Офис в Шанхае существует с 2002 г., он появился почти сразу, как только возник бренд. Произошло это после того как группа компаний «Руян» решила организовать гонку «Экспедиция-трофи». Непосредственно над брендом мы начали работать после открытия одноименного ресторана в Москве. Сейчас в магазинах компании продается снаряжение – весь ассортимент товаров для путешествий, туризма, аутдорных приключений. Плюс всякие прикольные подарки, которые можно просто взять и подарить. Российское производство было не в состоянии освоить потребности нашей компании, именно поэтому мы вышли в Китай и во всю Юго-Восточную Азию, которая предоставляет сектор потребительских товаров. На самом деле мы вышли еще и в Индонезию, в Южную Корею.
Означает ли это, что вы начинали с производства в России?
Нет, мы сразу пришли в Юго-Восточную Азию. В России мы производим только идеи, стиль и образ жизни. Где и как производится остальное, имеет второстепенное значение, если есть контроль качества, если есть реализация.
Как нашли поставщиков в Китае?
Сейчас есть много Интернет-ресурсов, есть Кантонская и Гонконгская выставка, на которых можно найти поставщиков, можно пообщаться напрямую. Изначально отношения так и завязывались через выставки, через Интернет. Всех партнеров мы отбирали с человеческим фактором. Это должны были быть те люди, которые близки нам по духу, которые разделяют нашу идеологию. Наши отношения с поставщиками держаться на взаимном уважении, а не на ценах.
А разве можно через Интернет и на выставках найти близких по духу людей?
Конечно. Мы смотрим у кого наиболее интересные глаза, кто хорошо относится к своим сотрудникам, к своему делу. Наши взаимоотношения с поставщиками развивались стремительно. Время от возникновения идеи до ее реализации в Китае минимизировано. В том числе и благодаря мобильности производителя в Китае.
Человеческие отношения с партнерами – это, безусловно, хорошо. Но все-таки цель любого бизнеса – заработать деньги…
Конечно, но это происходит инстинктивно: если человек занимается бизнесом, он ищет, где дешевле. Просто в отношении цены должна действовать японская философия: не больше и не меньше, а столько, сколько нужно. Достаточно ситуации, которая укладывается в нашу норму прибыли. Соответственно вопрос цены всегда на втором плане, главное – качество.
Как выбрать фабрику, на которой разместить производство?
Фабрика фабрике рознь. Те, которые исторически завязаны с Японией или Германией, например, производят идеальный по качеству продукт, те, которые связаны с «самобытной китайской культурой», не обсуждаются. Мы изначально были настроены на работу с крупными фабриками, теми, у кого есть иностранные партнеры. Сейчас работаем всего с двумя-тремя заводами – это производство туристического снаряжения, света и цифровой техники. По сути это гонконгские и тайваньские компании, Китай для них – это производственная база. Важно помнить: прежде чем заключить контракт необходимо приехать на фабрику лично, посмотреть, где, что лежит, во что одеты рабочие, какие линии производственные, технологии. Значимы даже такие мелочи как туалет: если он ужасен, то с этой фабрикой мы не начнем работу.
Как добиваетесь от китайских поставщиков необходимого вам качества?
Если человек готов буквально жить на заводе и проверять все на фабрике сам, то проблемы никогда не возникнут, а вот если эта работа отдается кому-то на откуп, то пенять потом нужно только себя. Вообще проблемы с качеством возникают у тех компаний, которые только начинают работать с Китаем. Те, кто установил отношения с партнерами и старается их поддерживать, проблемы бывают редко. Конечно, это не означает, что производителю можно отдать все на откуп. Проверка качества изготовленной продукции обязательна. Но это не вопрос доверия, это нормальный рабочий процесс, это технология.
Работая с Китаем, не боитесь, что на российском рынке могут появиться подделки под вашим брендом?
Нет, этого мы этого не боимся, потому что у нас в голове еще десять идей взамен. Ведь на самом-то деле повторить можно все, вопрос в том, насколько быстро мы в состоянии изменять ассортимент и делать так, чтобы он соответствовал ситуации в России. Если уж есть что-то особенно ценное, всегда можно получить патент или заключить договор на эксклюзивные поставки в ряде стран. В общем, проблем с китайцами у нас не возникало.
Какие сложности в работе с Китаем существуют?
В работе с Китаем есть только одна сложность — длинное, особенно для севера России, производственное плечо – около четырех месяцев. Именно поэтому, несмотря на значимость производства в Китае, сейчас его структура склоняется на российский рынок. А тут еще кризис кстати пришелся. Он позитивно воздействует на производителей, на живых людей, которые умеют что-то делать, могут что-то производить. Люди готовы делать продукт быстрее, за более низкую цену. Потому что таким образом появляется уверенность в обороте.
Вы говорили о том, что идеи генерируете в России, а есть ли что-то, что позаимствовали в Китае?
Могу привести лишь несколько примеров. Где-то год назад мы услышали, что в пекинском запретном городе есть надпись «Наслаждайтесь, вы уже почти опоздали». Мы сделали футболку с таким принтом. Мне она очень нравится. Еще каждое наше мероприятие заканчивается тем, что в небо улетают китайские фонари – такие бумажные, внизу которых горит огонь, поднимаются они за счет теплого воздуха. Мы запускали их и в Берлине, и в Москве. Но ставки в продажах на них, насколько я знаю, мы не делаем.
Как сказался кризис на работе с китайскими поставщиками?
Мы выбирали производителями, которые работали с мировыми брендами. Все они по-прежнему в тонусе. Сильных изменений в процессе работы с декабря или января мы не заметили. Вообще кризис в головах, у нас в компании его нет, мы, напротив, отметили рост продаж — в основном, за счет Дальнего Востока.
В последнее время участились случаи обманов российских производителей их китайскими партнерами. Как обезопаситься от подобных ситуаций?
Во-первых, все шаги должны быть выверены юридически. Кроме того, важно, чтобы в работе было нечто большее, чем только бизнес. У нас есть гонка «Экспедиция–трофи: Мурманск-Владивосток» — соревнования на внедорожниках, которые не имеют аналогов в мире, «Париж-Дакар» отдыхает. Заканчивается гонка во Владивостоке. На финиш гонки-2008 мы пригласили всех своих крупных поставщиков, в том числе из Китая, чтобы они посмотрели, чем мы занимаемся еще, кроме вещей. После того, как люди увидели все своими глазами, стало ясно, что отношения переросли в нечто большее — в дружбу. Мир нематериален на самом деле, он не завязан на контейнерах, на деньгах. Мы существуем в области эмоций, в области позитивных вещей.
Какие качества китайцы ценят в российских бизнесменах?
Такое впечатление, что до недавнего времени китайцы вообще не знали, что такое Россия. Тот процент, который составляет в общем товарообороте торговля с Россией, в общем вале товаров, которые Китай отправлял на экспорт, ничтожно мал. Китайцы знают, кто такой Путин, где находится Россия, уважают нас как соседей. Этот собственно и все.
Какой совет по работе с Китаем можете дать российским компаниям?
Собственноручно изобретенный велосипед, гораздо лучше подходит каждому конкретному бизнесу. У каждого свой путь. Особенно, если это касается Китая. До тех пор пока каждый на собственной шкуре не попробует, что значит, работать с Китаем, все советы бесполезны. К тому же выстраивание отношений, работа с китайскими производителями, — все это очень интересно. К своему делу, нужно относиться как к собственному ребенку, тогда вам обеспечен успех.
Источник: http://www.chinapro.ru