Частная китайская авиакомпания East Star Airlines (Ухань, провинция Хубэй), получила Действительное свидетельство авиационного пользователя в 2005 г., в 2006 г. начала регулярные полеты.

За первые полгода работы компания перевезла 255 000 пассажиров, заработав $135 млн, констатировал ранее генеральный директор предприятия Лань Шили.

В то же самое время сразу восемь крупнейших китайских авиаперевозчиков обвинили компанию в занижении тарифов.

Более того, East Star Airlines столкнулась с рядом судебных исков, инициированных сотрудниками компании.

Так, в начале 2008 г. суд обязал East Star Airlines выплатить бывшему топ-менеджеру Ма Гэшэну $400 000 в качестве компенсации за невыплаченную заработную плату.

Вскоре после этого пилоты компании обвинили ее руководство в нарушении трудового договора и потребовали сверхурочную выплату в размере $1,32 млн.

По подсчетам бухгалтерской компании Юн, к концу года общие активы East Star Airlines составляли $92,6 млн, долги — $151 млн, из них неплатежеспособные – $58,8 млн. В марте 2009 г. полеты East Star Airlines по решению Главного управления гражданской авиации Китая были остановлены, в мае – компания ликвидирована. В конце августа East Star Airlines была официально признана банкротом.

«На рынок авиаперевозок огромное влияние оказал кризис», — уверен Евгений Колесов, генеральный директор Optim Consult, одной из крупнейших консалтинговых компаний на территории КНР. «Увеличились расходы: посадочные сборы, топливная надбавка, страховка… С одной стороны, в такой ситуации проще государственным компаниям, которые могут рассчитывать на правительственные дотации. С другой, именно частные имеют возможность проводить более гибкую политику управления в зависимости от меняющихся условий рынка. К сожалению, East Star Airlines не удалось вовремя разработать грамотную и эффективную систему менеджмента», — подчеркнул эксперт.

Уберечь компанию от банкротства ранее попытался частный инвестиционный банк Китая ChinaEquity, планировавший инвестировать в реструктуризацию долга авиаперевозчикаоколо $45 млн.

План спасения был отклонен судом в силу «недостаточного количества предоставленных документов, подтверждающих источник финансирования, и комплекса мер для защиты интересов кредиторов».

В прошлом году состояние многих российских авиаперевозчиков также было «упадочным», говорит Наталья Лесина, аналитик ГК «Алор». «В начале года трудности были связаны с ростом цен на авиатопливо, а под конец года существенной проблемой стала парализация кредитного рынка, когда не было возможности реструктурировать заложенность при необходимости расплачиваться по долгам. Эти проблемы были присущи данной отрасли в целом», — комментирует эксперт.

Несмотря на то, что постепенно положение компаний выравнивается, последствия существенной «встряски» прошлого года до сих пор ощущаются, считает Лесина. Так, стало известно о том, что «Аэрофлот» намерен сократить до 2000 сотрудников. А если положение компании продолжит ухудшаться, то могут быть сокращены еще 4000 сотрудников. Основной целью данной программы является сокращение издержек.

Напомним, в прошлом году многие авиаперевозчики оказались в затруднительном положении: нехватка финансов препятствовала выполнению взятых на себя обязательств и рейсы зачастую выполнялись другими компаниями. Некоторые дела, связанные с проблемами авиаперевозчиков, получили широкую огласку, например, признание банкротом «КрасЭйр» и отзыв сертификата ОАО «КД Авиа».

Источник: http://www.chinapro.ru