Каллиграфию нельзя назвать исключительно китайским изобретением. Испокон веков – красивый почерк считался достоинством человека. Красивый почерк – это фактор усердия человека и прилежания, это его дань уважения другому человеку, который будет читать то, что написано. Однако, несмотря на то, что в лондонском музее есть образцы европейского искусства написания, в полном смысле слова, каллиграфией это назвать нельзя. И дело не в том, что англичане плохо пишут, просто в их арсенале только крючочки, округлости и палочки из которых и состоит алфавит.
Китайские иероглифы – это совсем другое дело. Непосвященному человеку они кажутся загадочней улыбки Чеширского кота. Их красота и изящество не поддаются описанию, но даже те, кто по-китайски не может прочесть и одной закорючки, останавливаются перед свитками, на которых начертаны послания.
В отличие от европейской каллиграфии китайские иероглифы очень изменчивы: одни плавные, обтекаемы, словно вода, другие жесткие и угловатые, как гранитные скалы. В Китае каллиграфия – это всенародная страсть, любовь, которая пронизывает все вокруг. Каллиграфия – это суть внутреннего состояния нации, ее отражение, ее сила.
Каллиграфия – это основа всего, что присутствует в культурном плане Поднебесной. Вся традиционная и современная живопись Китая основывается на искусстве проведения линии. Даже мастера боевого у-шу утверждают, что если человек владеет каллиграфией, то он легко овладеет мечом. Для многих китайцев каллиграфия – это единственное хобби, дающее возможность погрузиться в самого себя, обрести цельность и гармонию.
Любовь китайцев к иероглифам граничит с фанатизмом, они присутствуют везде: на вывесках магазинов, картинах, свитках, охраняющих от злых духов и даже высеченные в камне. В Древнем Китае невозможно было стать высокопоставленным чиновником без совершенной каллиграфии. На данный момент есть Всекитайский союз каллиграфов, в который входят настоящие асы этого искусства. Состоятельные родители отправляют своих пятилетних отпрысков в специальные школы, где юных китайцев учат изяществу письма.
Искусство каллиграфии это не только способность человека водить кистью по рисовой бумаге, это не просто слова или буквы, выстроенные в определенном порядке – это внутреннее состояние духа. Обучение письму начинается с дыхательной гимнастики “цигун”, после того, как человек достиг внутреннего состояния умиротворения, он может приступать к работе. Внутренний дух человека должен следовать за кистью, он должен воплощаться в том, что написано.
Может быть поэтому, а может и потому, что китайцы – это великие наблюдатели за движением сил в природе, искусство каллиграфии насчитывает несколько школ.
Вообще письменность в Китае возникла примерно в XVIII веке до нашей эры. На тот момент это были примитивные начертания, образы который были взяты с тени птиц, упавших веточек и других знаковых элементов окружающего мира. Со временем количество знаков увеличивалось и их красивое начертание стало признаком хорошего тона.
Один из древнейших стилей – чжуань-шу.
Он возник в эпоху Хань и являет разительный контраст со всеми остальными направлениями. Он присутствует на древних письменах, костях и щитках черепах. Выдержан в исключительной красоте линий. Его применяли на важнейших государственных мероприятиях и церемониях жертвоприношений предкам. Его копируют до сих пор, так как он считается образцом эпиграфики. Эти древние письмена отражены в “каменных барабанах” — одной из загадок Поднебесной. По единодушному мнению археологов и каллиграфов – это шедевр изобразительного искусства. Этот стиль оказал огромное влияние на живопись и графику Древнего Китая и до сих пор это влияние не ослабло.
Ли-шу.
Китайская каллиграфия постоянно проходило через метаморфозы, однако сохраняя свою внутреннюю силу и красоту. Стиль ли-шу, который возник после эпохи Хань и представлял собой этакий официальный стиль. Иероглиф “ли” именно так и переводится – официальное письмо. Этот стиль, лишенный округлости и декоративности, отличался выразительностью линий и свободой в начертании. Он использовался в стенографии, указах императора, на каменных стелах и священной утвари.
Кай-шу.
Любимейший стиль императора Тайцзуна, правившего в эпоху Тан. Это он, холил и лелеял известнейшего мастера каллиграфии Ван Сичжи. Кай-шу – это “уставное начертание иероглифов”. Линии в этом стиле прямые и ровные, образующие почти квадрат. Последователи великого мастера пару столетий спустя “подредактировали” тонкие и изящные линии, добавив экспрессии и композиционной стратегии. В результате появилась новая модификация, самобытная и оригинальная. Но, несмотря на изменения, кай-шу остается образцом китайской изящности.
Син-шу.
Удивительно красив в своей блестящей небрежности. И крайне выразителен. К слову, в России прижился именно этот формат, именно его копируют русские художники, стилизующие свои картины под “Китай”. Он, даже в некотором смысле, затмил собой кай-шу. Он лидер в художественной практике, его любят не только в России, но и на родине.
В китайской каллиграфии есть еще множество стилей и направлений, которыми владеют все мастера. Однако у них есть выбор, в какой манере работать, создавая завораживающие своей визуальной красотой строки. Удивительно, но каллиграфия в китайском исполнении – это своеобразный танец иероглифов, в котором есть все: экспрессия, динамика, характер, драматургия и идейный смысл. Увидеть танец иероглифов и понять его – высочайшее наслаждение, доступное всем, кто видит.
Источник: http://www.chinapro.ru