Когда Цао Дэван решил заняться выпуском стекла для автомобилей, китайский рынок был монополизирован иностранными производителями. Сегодня принадлежащая ему компания Fuyao Glass контролирует более 55% китайского рынка и не менее 15% американского.
Обучение практикой
Сборщик табака, работник мастерской по починке велосипедов, продавец сигарет и фруктов, – какие только профессии не перепробовал председатель совета директоров компании Fuyao Glass, в настоящем Цао Дэван. Он начал работать в 14, едва закончив среднюю школу, брался за все, что приносило деньги. В 1976 г., накопив изрядный опыт, тридцатилетний Цао устроился менеджером по продажам на завод изделий из стекла Фуцзин Гаошань. У него были лучшие показатели по реализации продукции: пока его сверстники учились в университетах, он учился продавать, объясняет сам Цао феномен своего успеха. В 1983 г. он возглавил завод, в тот год он заработал 200 000 юаней.
Без обмана
Воодушевленный успехом, Цао решил выкупить долю на заводе. С согласия отца заложив квартиру, в 1985 г. он стал владельцем 50% предприятия, вместе с тем получив возможность существенно изменить профиль завода. Стеклом занимаются многие, чтобы заработать, нужно предложить рынку то, чего раньше на нем не было, рассуждал Цао. Оказалось, в Китае нет заводов по производству автомобильного стекла. Развивающийся китайский автопром расходовал заморское сырье. «Один лист – 1000 юаней, но я-то понимал, что себестоимость не может быть выше сотни. Дурят нашего брата. Я решил, что сделаю для Китая свое автомобильное стекло», – делится Цао намеченными тогда планами. Купив дополнительное оборудование, раздобыв чертежи и технические характеристики автомобильного стекла, инженеры Цао начали экспериментировать и в конце концов сумели отладить производство. Себестоимость, как и предполагал китаец, составила 100 юаней, рыночная цена на тот момент варьировалась от 1000 до 1500 юаней. Предложив рынку продукцию в разы дешевле европейской, за несколько лет он сумел стать лидером – никакой рекламы не понадобилось.
В 1987 г. завод переименовали в Fuyao Glass. Его позиции на рынке год от года только усиливались.
Достояние народа
10 заводов по всей стране и 10 000 рабочих, в 1993 г. листинг на Шанхайской фондовой бирже, контроль над 55% китайского рынка, 15% — американского, офисы в Америке, Германии, Японии, Корее, Австралии, в России — так разворачивалась история Fuyao Glass в дальнейшем. Состояние самого Цао, по оценкам Forbes, выросло в 2007 г. до $1,1 млрд. Только сам миллиардер решил, что его миллионы — достояние народа. В 2008 г. он пожертвовал 15 млн евро на восстановление последствий Сычуаньской трагедии, в этом — объявил, что передаст в благотворительный фонд 60% принадлежащих ему акций Fuyao Glass. Не поэтому ли Ernst & Young назвал Цао Дэван предпринимателем 2009 г.
Источник: http://www.chinapro.ru