Сергей Разов: «Стоимостные объемы российского экспорта будут сокращаться»

Что ожидаете от российско-китайского товарооборота в этом году?

В условиях кризисных явлений как в мировой экономике, так и в экономиках России и КНР давать прогнозы непросто – слишком много факторов неопределенности.

Полагаю, что, по меньшей мере, в ближайшие два года темпы прироста товарооборота будут снижаться. Возможно, увеличится отрицательное сальдо России. Стоимостные объемы российского экспорта, скорее всего, будут сокращаться, в том числе, из-за падения цен на нефть, неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках удобрений и металлов, повышения российских экспортных пошлин на круглый лес. Что касается прорабатываемых сейчас масштабных проектов трубопроводных поставок нефти и газа, а также электроэнергии в Китай, поставок оборудования в рамках российского участия в сооружении второй очереди Тяньваньской АЭС и других объектов атомной энергетики КНР, то в ближайшие два года в силу временных факторов они реализованы не будут и на объемы двусторонней торговли пока влияния не окажут.

Можно ожидать сокращения поставок в Россию китайских автомобилей, как из-за вялого спроса в нашей стране, так и из-за того, что система продвижения и послепродажного обслуживания такой продукции в России китайскими экспортерами выстраивается очень медленно, что наносит ущерб имиджу автотехники из КНР. Между тем, это будет компенсировано поставками комплектного оборудования, в частности, для производства цемента и стекла, переработки нефти. Возможно, сократится китайский экспорт строительных материалов, металлопродукции.

Полагаю, что на экспорт в Россию китайских товаров народного потребления (одежда, обувь, мебель, товары для дома и прочее) кризисные явления окажут меньшее воздействие. В то же время условия для экспорта китайских ТНП несколько ухудшатся. Это будет связано с обострением конкуренции на российском рынке с другими азиатскими странами, особенно теми их производителями, которые начали «цивилизованное» продвижение своих товаров (регистрация собственных брендов, реклама, создание сбытовых сетей), ужесточением контроля за качеством и безопасностью импортной продукции, а также усилением борьбы, в том числе, совместно с таможней КНР, с недобросовестным декларированием ввозимых на таможенную территорию России китайских товаров и сопутствующими правонарушениями – занижением таможенной стоимости, веса и объемов, подменой кодов товарной номенклатуры.


Что Россия может продавать в Китай?

Китай является емким рынком, где по-прежнему остается много ниш для российского производителя, серьезно относящегося к сотрудничеству с Китаем. Это – космическая техника, гражданские самолеты, вертолеты и экранопланы, авиационные и судовые двигатели, современные медицинские приборы и диагностическое оборудование, оборудование для атомной, классической и ветряной энергетики, газовые турбины, традиционные продукты питания, включая кондитерские изделия, минеральные воды, фруктовые консервы, мороженое, соусы, игристые вина, соевые бобы, зерновые и другая экологически чистая продукция сельского хозяйства, лекарственные и профилактические препараты из растительного и животного сырья и другое.

Тем не менее, мы не удовлетворены состоянием «качества» наших торгово-экономических связей, особенно тем фактом, что российский экспорт приобрел почти исключительно сырьевой характер, а доля в нем машинотехнической продукции опустилась до однозначных цифр. Поэтому задача повышения в нашем экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью является для нас наиболее актуальной. Сделать это непросто. Потенциальные китайские покупатели работают в условиях рынка и определяют свои предпочтения с учетом комплекса рыночных факторов – от условий поставки до послепродажного обслуживания. Кроме того, за последние три десятка лет благодаря целенаправленной государственной политике импортозамещения китайские предприятия самостоятельно или совместно с иностранным капиталом освоили производство современной промышленной продукции очень широкого спектра. По соотношению «цена-качество» они уже на нашем рынке конкурируют с отечественными производителями. Поэтому российским компаниям, предлагающим несырьевые товары, нужно привыкать, что работу на китайском направлении предстоит вести на планомерной долгосрочной основе, и начинать ее надо с углубленного изучения здешнего рынка, подготовки адаптированных к нему специалистов, с интенсивной информационно-рекламной и выставочной деятельности. Кроме того, со стороны соответствующих правительственных ведомств нашей страны необходима разработка и реализация комплекса мер налоговой, финансовой, информационной и организационной поддержки отечественных экспортеров несырьевой продукции. Рассчитываем и на содействие консалтинговых российских структур в продвижении такой продукции из России на китайский рынок, а не наоборот.

Источник: http://www.chinapro.ru