Конечно, миру известны и другие чайные традиции — английская и японская, например. Англичане прославились своей чопорностью и пунктуальностью – в 5 часов все пьют чай. Так приказала королева Виктория, она же придумала правила этикета – вся нация подчинилась. Японская чайная церемония прославилась скорее многочисленными мелким ритуалам, которые сопровождают ее. Чаепитие по-японски — скорее театр, нежели чаепитие в прямом смысле слова.

Китайская чайная традиция полностью подчинена чаю. И это неспроста В Поднебесной более 600 сортов, и каждый требует особого внимания.

Ходят легенды, что чай в Китае появился благодаря Божественному Земледельцу Шэнь Нуну. Сей прославленный муж был известен тем, что тщательно изучал растения и описывал их свойства. Причем попадались ему не только полезные травы, но и ядовитые. Так как Земледелец все травы употреблял внутрь с целью изучения их влияния на человека, то чувствовал он себя неважно. И вот однажды, лежал Шэнь Нун под чайным кустом и отдыхал. Вдруг с листа ему на губы упала капля прогретой солнцем росы. Он проглотил ее и почувствовал необычайный прилив сил. С тех пор он каждый день употреблял в пищу, чайные листы как противоядие и в «Трактате о пище» подробно описал удивительные свойства чая. Это было в XXIIIV веке до нашей эры.

Поначалу в Древнем Китае чай жевали и только спустя несколько столетий сформировалась чайная традиция. В 770 году до нашей эры, во времена династии Восточная Чжоу, чайные листья стали варить вместе с имбирным корнем и другими пряностями. К слову в провинции Юньнань сохранилась традиция приготовления салата из чайных листов. Спустя 500 лет в период правления династии Цинь чай начали скручивать при помощи деревянных палочек, сушить и хранить уже в таком виде. Чай во II веке до нашей эры продолжали употреблять с приправами, но спустя несколько десятков лет отказались от подобной практики, целиком и полностью отдавшись красоте и вкусу чайного листа.

В начале этого века китайские лекари считали, что горький чай ускоряет силу мысли, придает силы и способствует духовному совершенствованию. Во времена династии Западная Хань (II до н.э – IX г. н.э) чай был напитком аристократов, он даже заменил дорогое вино и вытеснил его с императорского стола.

Постепенно чай перестал быть достоянием элиты и вошел в повсеместное употребление. Но способ употребления – заваривание чайного листа кипящей водой – остался прежним. Древние летописи сохранили эпизод излечения императора Вэньди, их династии Сун от страшного недуга.

Во времена династии Тан (618-907 г. н.э.), когда Поднебесная стала расцветать и культура получила широкое распространение не только в правящих слоях, но и у простолюдинов. Лу Юй, которого называют «Чайным мудрецом» подробно описал процесс заваривания чая. «Ча дзин» («чайный канон») – дает подробнейшие инструкции от выращивания чая до его употребления. Вот одна из цитат из Канона: «А если чайная земля ориентирована на иньскую сторону, на иньском склоне горы — лучше его не брать. Если чай производиться на ровной земле, то он принимает много ци почвы, и поэтому характер его вещества грязный. Если чай производиться в высоких горах, в нем смешивается ветер, роса и чистое ци пустоты». Он так же предостерегал против большого употребления напитка, считая, что у человека из-за этого могут вырасти крылья.

В последующие столетия, когда на престол взошла династия Сун (960-1229 год н.э.) чайное дело стало процветать: чай измельчали формировали из него лепешки, которые просушивались. Так же был и рассыпчатый чай, но он не пользовался большой популярностью. Только с приходом к власти императора Чжу Юаньчжан (династия Мин) в 1391 г. был издан указ о запрете изготовления чайных лепешек, и повелевалось употреблять только рассыпчатый чай.

В это же время в Поднебесной. Кроме зеленого, стали появляться новые сорта чая: желтые, белые, красные и фиолетовые. В это же время чай стали вывозить в Европу. Легендарный правитель Цянь Лун (династия Цинь) говорил, что «император не может обойтись без чашечки чая в день».

На данный момент китайская чайная церемония – Гунфу Ча – включает в себя несколько этапов: от подготовки чайной утвари до особого ритуала знакомства с чайным листом. Мастер заваривания чая, прежде чем приступить непосредственно к действию, сначала знакомит участников с чайным листом, чтобы гости могли оценить его красоту и аромат, потом чайники прогреваются и ставятся на специальный поднос. Чай осторожно высыпается в заварник и заливается кипящей водой так, чтобы вода переливалась через край. Это очень важно, так как китайцы считают, что пузырьки воздуха, которые есть в кипящей воде, портят вкус чая. После чего чайник укутывают полотенцем и раскачивают его. Первую порцию чая не пьют, выливая воду – это связано с тем, что чайный лист должен проснуться. Дегустация начинается только после второго заваривания. После этого чай разливается в специальные чашки вэнсябэй, накрываются другими чашечками чабэй, раскручивают его по часовой стрелке и переворачиваются. После этого вдыхают аромат свежезаваренного чая из вэнсябэй. И только после этого приступают к чаепитию. Чай заваривают до 7 раз, и каждый раз вкус чая должен оставаться низменным. В этом и состоит искусство мастера чайной церемонии.

Чтобы да конца погрузится в ритуал чаепития Поднебесной необходимо создать так атмосферу спокойствия и умиротворенности – без этого чайная церемония теряет весь смысл. Китайцы верят, что первая чашка чая только смачивает губы, вторая – устраняет тоску, третья – напрягает ум, четвертая – уносит проблемы в вечность, а пятая – очищает мышцы и кости. Но самая главная шестая – она дает шанс пообщаться с небожителями.

Источник: http://www.chinapro.ru