Просчеты старта

А начиналось все в 1980 году. Тогда среди двух десятков компаний, занимавшихся изготовлением контейнеров, появилось новое имя – CIMC. В партнерах Китайского торгового холдинга была датская Восточно-Азиатская компания. CIMC стала одним из первых в Китае предприятий, открытых совместно с иностранцами. Немалые инвестиции ($3 млн) позволили быстро развернуть производство: уже к 1982 году со сборочной линии китайско-датского предприятия сошел первый контейнер. Однако конкуренция была жесткой, в первые четыре года объем производства не превышал 100 контейнеров. Свою ложку дегтя в историю добавляло неопытное руководство CIMC. В результате 1986 год чуть не обернулся для компании полным крахом. Производство было заморожено, из 330 рабочих осталось 59. Датская компания попыталась избавиться от убыточного бизнеса, снизив свою долю до 10%.

О роли личности

Два года компания балансировала на грани, продавая стальные металлоконструкции. В 1988–1987 годах не было сделано ни одного контейнера. Ситуация изменилась в 1991 году с назначением на должность генерального директора Май Боляна, карьера которого в CIMC началась после окончания им в 1982 году Южного китайского технологического университета. Именно с его легкой руки CIMC вступила в период агрессивного развития. Разработанный им план экспансии позволил CIMC оторваться от китайских конкурентов, точнее – поглотить их. Ключевым моментом новой стратегии стало первичное размещение акций компании на Шэньчжэньской фондовой бирже в 1993 году. Полученные деньги были потрачены на скупку конкурентов, прибывавших на грани банкротства из-за падения спроса на продукцию. В результате в собственности CIMC оказались пять мощных заводов, что позволило увеличить производство в семь раз за 1995 год. Уже к 1996-му CIMC стала лидером в своей отрасли в Китае с объемом выпуска в 186 613 стандартных контейнеров, а значит (учитывая огромный размер китайского рынка), и основным игроком на конкурентном мировом поле. К тому моменту каждый пятый контейнер в мире был с маркой CIMC.

Бизнес на демпинге

Пройдя испытание китайским рынком, CIMC нацелилась на рынок мировой. Между тем ситуация в мире становилась сложнее год от года. Под напором растущей мировой конкуренции за пять лет почти в два раза упала цена на контейнеры: с $2859 за стандартный контейнер в 1995 году до $1300 в 1999-м. Причем доход от продаж сократился до 3%. Именно в этом китайский производитель увидел возможность для развития. В то время как крупные игроки стали отказываться от низкодоходного бизнеса, CIMC усилила напор, продолжая снижать конечную стоимость контейнеров для клиентов, почти к нулю сводя свою прибыль. Китайская компания на ходу училась работать в менявшихся условиях, тотально снижая затраты, выжимая максимум из имевшихся в наличии ресурсов. CIMC сосредоточила усилия на увеличении эффективности и модернизации производства, упрощались процессы приобретения сырья, шел постоянный поиск эффективной транспортировки контейнеров. Все это, а также доступ к международным финансам, позволило достигнуть 33% экономии на сырье, на 46% были снижены производственные и накладные расходы. В год одна только более эффективная транспортировка экономила $5 млн.

Подобные инициативы означали, что у CIMC появлялись новые преимущества, которые раньше ограничивались дешевой рабочей силой. Поэтому даже конкуренты, в 90-х начавшие перемещать свои производства контейнеров в Китай, не могли соревноваться с CIMC в их стоимости. Хорошие цены обеспечили рост заказов, и, как следствие, расширение производства, что лишь укрепляло преимущество продукции CIMC перед конкурентами. К слову, сейчас контейнеры CIMC, завоевавшей мировую известность, продаются почти на 20% дороже, чем у ближайшего конкурента. Стандартный 20-футовый контейнер от CIMC в 2008 году стоил $2740, в то время как аналогичный продукт сингапурской Singamas Container Holding – $2262.

Охота на технологии

Руководство CIMC прекрасно понимало, что добиться преимуществ без использования новых технологий невозможно. Следующим шагом в стратегии китайского контейнерного гиганта стали инвестиции в инновации. Иллюстрация такого подхода – вложения CIMC в размере $50 млн в свой новый филиал по производству специальных контейнеров рефрижераторного типа Shanghai CIMC Reefer Containers Co в конце 90-х. Для этого компанией было достигнуто лицензионное соглашение с немецкой Graaff Transportsysteme GmbH, производителем специальных охлаждаемых контейнеров, имеющим уникальные технологии. CIMC выкупил у Graaff лицензию на 12 патентов. Чтобы получить уникальную поточную линию от Graaff, CIMC отдала ей 2% своих акций и выплатила $750 000. Линия была демонтирована с предприятия Graaff и отправлена в Китай. Также CIMC получила в качестве эксперта немецкого специалиста Штефана Теепе, который стал главным инженером нового Шанхайского завода.

Казалось, можно было бы передохнуть, глядя на работающие в Китае немецкие технологии. Но целью CIMC не являлось простое использование немецкого опыта. Стратегия состояла в том, чтобы изменить имеющиеся технологии в лучшую сторону и, применяя их, сделать номенклатуру изделий более обширной, чем у мировых конкурентов. Проще говоря, целью было предоставить потребителю большой спектр высокотехнологичных изделий за минимальную цену.

Следующий этап внедрения новшеств ознаменовался заменой в изготовлении продукции CIMC дорогостоящего алюминия более дешевой сталью. Для этого компания вновь обратилась к опыту Германии, купив лицензию обработки стали и использовав опыт немецких инженеров. Такой подход был призван минимизировать успехи японских конкурентов – лидеров мирового производства рефрижераторов на тот момент. И он оправдал себя – одна за другой японские фирмы начали уходить с рынка контейнеров. К началу 2000-х последние из них прекратили выпуск рефрижераторов. Между тем за пять лет (с 1997 года) CIMC расширила производство контейнеров рефрижераторного типа в семь раз, став мировым лидером с долей в 44%.

Сегодня CIMC доминирует на мировом контейнерном рынке, компания в шесть раз больше, чем ее самый близкий конкурент. Но она далека от того, чтобы останавливаться на достигнутом. CIMC захватывает один сегмент контейнерного производства за другим, постоянно обеспечивая себя все новыми и новыми лицензиями. В 2004-м она приобрела 60% акций британской компании Clive-Smith Cowley, которая изобрела технологию «Домино». Суть «Домино» в том, что она позволяет пустым контейнерам быть «свернутыми» для простоты перевозки. На следующий год CIMC скупила 77 патентов у Graaff.

Международные аппетиты

Успехи China International Marine Containers Group по освоению все новых секторов экономики, связанных с контейнерными перевозками, можно отслеживать из года в год. Так, в мае 2007 года в Китае создается международная транспортная компания China Railway United International Container Co, в которой CIMC получает 10% акций. К основным видам деятельности данной компании относится строительство 18 железнодорожных центров контейнерных перевозок по всей территории Китая и осуществление грузовых перевозок из данных центров.

В 2008 году CIMC покупает большую часть акций концерна Burg Industries – одного из лидеров европейского рынка по выпуску цистерн самого разного назначения, а также других прицепов и полуприцепов различных типов. В концерн входят заводы Burg Fabriek B.V., LAG N.V., HOBUR Twente N.V., Burgers Carrosserie N.V. и финский Eurotank Oy. Основное направление – производство ISO-контейнеров, где CIMC занимает одно из лидирующих положений.

А в феврале 2010 года CIMC покупает 75% акций американского морского проектного бюро Friede & Goldman (F&G) у владеющей ими российской группы компаний МНП (Морские и нефтегазовые проекты). Смысл приобретения проектного бюро очевиден – Китай может строить в массовых количествах низкотехнологичные суда. Сразу после объявления CIMC о приобретении бюро ее акции на Шэньчжэньской бирже выросли на 5% до $2,05.

Источник: http://www.chinapro.ru