Несмотря на стремительные темпы развития отрасли, специалисты отмечают наличие ряд существенных проблем:
1. Переизбыток торговых марок
Сосредоточившись на получении прибыли, китайские производители не уделяют должного внимания развитию собственного бренда, предпочитая вкладывать заработанное во внедрение в производство новых товарных позиций. Таким образом, количество торговых марок в сотни раз превышает количество брендов.
2. Жесткая конкуренция и низкий уровень добавленной стоимости
Отрасль характеризуется большим количеством производителей, большинство из которых считаются мелкими. Предприятия данной категории зачастую нелегально производят продукцию под маркой известных брендов, нарушая авторские права и продавая товары по чисто символической цене. Такие производители влияют на цены крупных компаний.
Непростой 2008-й
Согласно статистике Главного таможенного управления КНР, в 2008 году сумма экспорта бытовых электроприборов из КНР составила $45,76 млн, что на 5,8% выше показателя 2007 года, однако темп роста экспорта резко упал на 76,6%. Это говорит о безусловном влиянии кризиса.
В 2008 году большинство китайских производителей отметили сокращение заказов со стороны США и стран ЕС на 20–30% по сравнению с 2007 годом. Чтобы как-то компенсировать свои затраты, многие экспортеры вынуждены были повысить цены на продукцию в среднем на 10%. Спрос со стороны заказчиков падает, а затраты на сырье, наоборот, увеличиваются. Кроме того, в данной ситуации китайцы ощущают давление со стороны производителей других стран, в частности Вьетнама, где рабочая сила дешевле. Правительство КНР нашло решение проблемы в стимулировании внутреннего спроса, для чего в октябре 2008 года обнародовало документ, согласно которому будет поощряться реализация бытовых электроприборов в сельских районах Китая. Согласно правительственному плану, это позволит увеличить спрос на 30 млрд юаней ($4,41 млрд).
В 2008 году все китайские производители в той или иной степени столкнулись с четырьмя группами проблем:
1. Сокращение спроса от 20 до 50% по отдельным позициям
В результате предложение на рынке бытовой техники значительно превысило спрос. Кроме того, уровень удовлетворенности потребительского спроса превышает 90%.
2. Ценовые войны
В связи с ростом конкуренции производители для продвижения своего товара на рынок вынуждены снижать цены, что приводит к минимизации прибыли.
3. Рост производственных затрат
По словам президента Китайской ассоциации производителей бытовых электроприборов Хо Дуфана, в 2008 году выросли цены на сталь, пластик, медь и другое сырье, используемое в производстве электроники.
4. Антидемпинговая политика западных стран и экспортные барьеры
Антидемпинговая политика в отношении китайских бытовых электротоваров действует с 2006 года в США и Турции. Кроме того, вступили в силу экологические и технические стандарты ЕС в отношении экспортируемых товаров. В частности, директивы WEEE (Waste Electrical and Electronic Equipment Directive) и ROHS (Restriction of the Use of Certain Hazardous Substances in Electrical and Electronic Equipment), ограничивающие использование шести веществ в новом электронном и электрическом оборудовании.
Согласно прогнозу Consumer Electronics Association (США), мировой оборот в отрасли бытовых электроприборов в 2009 году составит $700 млрд, однако темпы роста будут на уровне 4–4,5%. Для сравнения, в 2008 году рост был 13,7%. Что касается Китая, оборот в данной отрасли, по прогнозам тех же экспертов, упадет на 10% – составит $97,3 млрд.
Источник: http://www.chinapro.ru