Китай является крупнейшим производителем сантехники в мире. Каждый год отрасли требуется около 100 млн т высококачественных минеральных материалов. Энергия, необходимая для обеспечения потребностей отрасли, эквивалентна использованию 30 млн т стандартного древесного угля (сегодня в качестве энергетических ресурсов эффективно используются нефть, газ, уголь и электричество). Только на производство аксессуаров для сантехники ежегодно уходит не менее 300 000 т меди. При этом ежегодный выброс углекислого газа на изготавливающих такую продукцию фабриках составляет более 100 млн т. Мучная пыль, радиоактивные жидкие отходы, диоксид серы, а также твердые отходы не только серьезно отражаются на здоровье работающих на фабриках людей, но и сильно загрязняют окружающую среду.
Следующая проблема – слабая конкурентоспособность китайских производителей. История развития отрасли насчитывает всего 30 лет. Некоторые эксперты, характеризуя сегодняшнее ее состояние, отмечают, что она до сих пор находится на начальной ступени, причем производители ограничиваются копированием популярных западных изделий, пренебрегая развитием собственных разработок. В итоге, на большинстве китайских фабрик производят практически идентичную продукцию. К примеру, если в Италии соотношение капиталовложений между исследованиями, производством и продажами сантехники составляет 4:2:4, то в Китае – лишь 1:8:1.
В мире китайская сантехника приобрела популярность исключительно за счет демократичных цен и достаточно высокого (учитывая уровень стоимости) качества. Демпинговать на мировых рынках китайским производителям позволяет относительно высокая ставка НДС, что, естественно, вызывает недовольство других стран. Многие специалисты считают, что такое положение вещей может спровоцировать введение антимонопольных мер в отношении китайской продукции. Таким образом, как считают эксперты, единственный вариант закрепиться на мировом рынке для китайских производителей – повышение качества предлагаемой продукции и совершенствование производственных технологий. Но самой верной гарантией успеха за пределами своей страны будет создание собственного бренда.
Отрасль в рост: тенденции развития и прогнозы
В Китае сегодня идет активный процесс урбанизации. Ежегодно в крупные города из сельских местностей переезжают около 20 млн человек. По данным Национального статистического бюро КНР, численность городского населения достигла 622 млн человек, уровень урбанизации составил 46,6%. Как следствие, по всей стране развернулось крупномасштабное строительство инфраструктурных объектов (больниц, школ, парков, жилых домов, торговых центров) с ежегодными капиталовложениями порядка 1 трлн юаней ($147,06 млрд). Предполагается, что процесс урбанизации займет как минимум ближайшие 20 лет, и к 2020 г. ее уровень составит 75%, что, в свою очередь, скажется на росте спроса на сантехнику.
Производство сантехники не нуждается в применении дорогих производственных технологий, что привлекает небольших инвесторов. Однако мелкие производители в условиях растущей конкуренции практически не имеют шанса выжить. Крупные фабрики, напротив, объединяются. Так, в 2006 г. испанская компания ROCA за 255 млн юаней ($37,5 млн) приобрела право ведения бизнеса компании Eagle Ceramics (провинция Гуандун). По мере удорожания стоимости рабочей силы фабрики постепенно перемещают свои производственные базы с востока на запад, с прибрежных – в более дешевые внутренние области, с развитых – в развивающиеся районы.
Первая половина 2010 г. ознаменовалась значительным улучшением мировой экономики. По данным Главного таможенного управления КНР, в период с января по май стоимость китайского экспорта увеличилась на 33,2% (в сравнении с первыми пятью месяцами предыдущего года) и составила $567,74 млрд, при этом поставки в США за это время выросли на 24,8%, в Японию – на 22,8%, в Южную Корею – на 35,6% и в Германию – на 38,8%. Цифры свидетельствуют о явном увеличении иностранного спроса.
Что касается экспорта сантехники, то здесь наблюдается очевидный рост показателей. Так, с января по март поставки сантехники из Китая достигли в стоимостном выражении $273,2 млн, что на 9,3% больше, чем в аналогичный период 2009 г. Например, экспорт в Южную Корею увеличился на 29,2%, в Канаду – на 24,8%, в Сингапур – на 43,7%, в Испанию – на 21,3%, в Италию – на 37,5%. Одно из немногих неблагополучных направлений – Америка, экспорт продукции туда ознаменовался падением показателя на 8,5%.
Китайские экспортеры единогласно отмечают, что объем поставок за рубеж в текущем году значительно вырос, однако цена продукции по-прежнему невысока, что не позволяет достигнуть того уровня прибыли, который был зафиксирован перед началом финансового кризиса в 2008 году. Впрочем, как прогнозируют эксперты, до конца года ситуация может измениться. Связано это еще и с тем, что китайские производители начинают осваивать новые регионы, в частности уделяют все больше внимания рынкам развивающихся стран – это СНГ, юго-западная Азия, Африка, Южная Америка… К примеру, экспорт китайской сантехники в Украину за этот же период увеличился на 86,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.), в Лаос – на 1014,8%, в Бразилию – на 3125,6%.
Сложнее станет работать компаниям, работающим на внутренний рынок. Связанно это с политикой Китая по ограничению темпов роста строительства. Так, в Пекине с мая этого года действует постановление – «одна семья – один дом». Сужение рынка недвижимости ударит и по производителям сантехники. Успешно преодолев финансовый кризис, игроки отрасли столкнулись с неожиданным препятствием на внутреннем рынке. В итоге, прогноз дальнейшего развития отрасли оказывается не слишком оптимистичным. Предполагается, что продажи китайской фаянсовой сантехники в 2010 г. будут как минимум на 10% ниже, чем в 2009 г.
Источник: http://www.chinapro.ru