Братья навек

Сформировавшаяся за десятилетия приграничная дружба России и Китая позволила обновленным государствам войти в новое тысячелетие полноправными экономическими партнерами. Дальневосточные российские регионы стали ориентировать свое развитие на азиатского соседа, а китайская промышленность все больше закладывала в свои планы растущий спрос на дешевый ширпотреб со стороны соседа западного. Причем отношения эти все больше подстраивались под мировые стандарты: расчеты и контракты в долларах США, поставки по долгосрочным контрактам, товарные кредиты. Последнее, к слову, позволяло вывести торговлю на опережающий уровень, когда реализация товара в Россию предшествовала его оплате. Но так как деньги эти исправно зарабатывались и своевременно выплачивались, схема работала, доказывая из года в год свою состоятельность.

Кредитная арифметика
На операции с использованием товарных кредитов приходится не более 20% от общего объема российского импорта из Китая. Из-за опасности сохранения высоких валютных рисков в текущем году их доля может сократиться примерно в два раза. В частности, российские компании, которые реализуют товары за рубли, а закупают их за доллары (реже – за юани), могут столкнуться с проблемой резкого снижения рентабельности. Похожая ситуация была в 1998 году, тогда доля товарных кредитов упала почти в пять раз. Сейчас, в силу того, что импортеры стали крупнее (12 лет назад основными потребителями товарных кредитов были «челноки»), а девальвация не столь существенна, последствия будут мягче.

Источник: ИК «Финам»

Вообще, товарный кредит как инструмент обеспечения движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, возник еще в XIV-XV веках. И уже тогда его основными принципами стали возвратность, срочность, обеспеченность и целевой характер. Надо ли говорить, что вековая практика доказала эффективность такой формы взаимоотношений, ей доверяли как экспортеры продукции, так и импортеры продукции. Товарные кредиты, предоставлявшиеся китайскими производителями российским клиентам, исключением не являлись.

В зависимости от вида продукции популярностью пользовались краткосрочные кредиты (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и даже долгосрочные (более пяти лет), доля которых, правда, была невысока. Краткосрочные кредиты брали в основном ретейлеры, поставляющие в Россию товары народного потребления, пользующиеся спросом из-за относительной дешевизны. Среднесрочные были в чести у продавцов сложной бытовой техники, аппаратуры и оборудования.

До недавнего времени механизм «утром — стулья, вечером – деньги» устраивал обе стороны. Работал механизм так: летом китайский производитель одежды продавал российскому импортеру, скажем, коллекцию зимней одежды с договоренностью об оплате этой продукции зимой. Таким образом, китайский производитель снимал с себя риски по конкуренции, сбыту, себестоимости. Ведь кто его знает, как зимой повысится закупочная цена на ткани, изменится мода или какие появятся конкурентные предложения. А так цена уже зафиксирована летом и будет выплачена в полном объеме с рассрочкой в полгода. Российский продавец, в свою очередь, рассуждал так: «Я за полгода застраховал себя от возможного удорожания зимней продукции, избежал транспортных задержек, которые были бы критичными во время декабрьского ажиотажного спроса на зимнюю одежду, и могу с точностью до рубля планировать свои расходы на ближайшие полгода». Но с точностью до рубля ли? Ведь рубль не был для Китая свободно-конвертируемой валютой, поэтому все взаиморасчеты, в том числе и по товарным кредитам, осуществлялись в долларах. Это было выгодно Китаю, валюта которого усилиями государства и принятого комплекса государственных мер с 2005 года окрепла более чем на 15% по отношению к доллару. Это было выгодно и российским импортерам, потому что незначительные потери, связанные с изменением курса, в несколько раз меньше процентных ставок по кредитам, которые им потребовалось бы брать в российских банках для закупки китайских товаров.

Казалось, что этот механизм настолько продуман и проверен временем, что просуществует вечно. Однако кризис накренил непотопляемый корабль российско-китайских взаиморасчетов. По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, с момента достижения падения курса рубля к доллару своих до долгосрочных минимумов в июле 2008 года до февраля текущего года российская валюта подешевела через кросс-курсы по отношению к юаню аж на 57%.

Ты – мне, я — никому

Что это означало для российских импортеров? Убытки! В самом деле, если летом прошлого года произведенное в Китае платье было продано российскому ретейлеру за $100 (тогда это составляло примерно 2800 рублей), то зимой на погашение данного товарного кредита придется отдать уже 3500 рублей. И такую потерю от девальвации рубля в условиях всеобщего снижения спроса на все виды товаров ретейлер ничем не сможет себе компенсировать.

Разумеется, каждая сторона попыталась минимизировать свои потери или риски от возможных потерь. Продавцы китайских товаров в России стали поднимать цены в рублях прямо пропорционально удорожанию доллара. За счет этого они бы рассчитывали не потерять на курсовой разнице валют и сохранить ожидаемую еще летом маржу. Поначалу это повышение цен не сильно бросалось в глаза из-за низкой себестоимости китайской продукции и наличия на прилавках куда более дорогих товаров от производителей из других стран. Иными словами, подорожание бытовой техники или аппаратуры на 3-7% можно было бы принять за обычную компенсацию инфляционной составляющей. При последующем удорожании – на 10-15% – стал снижаться спрос, а при удорожании на 25-30% товар оказался невостребованным. А ведь для компенсации курсового разрыва между рублем и юанем российским продавцам следовало бы повысить стоимость китайских товаров уже на 60%.

Видя это, китайские экспортеры сразу же решили установить в кредитных отношениях новый порядок. Например, опасаясь неплатежей, они стали требовать предоплату в 30-50% от поставки. Как следствие, некоторые импортеры взяли паузу для осмысления новой модели взаимоотношений и расчета новой формулы стоимости товарных кредитов. С сентября 2008 года объемы китайского экспорта прогрессивно снижались: в ноябре и декабре было зафиксировано падение сначала на 2,2%, а затем на 2,8%. В Поставки из Китая снизились в августе 2008 года — на 19% по сравнению с августом 2007 года, и соответственно на 5,7% — в сравнении с сентябрем. По итогам третьего квартала прошлого года, объем китайского экспорта упал на 5,1%. При этом сильно сократились поставки текстиля и одежды. Наблюдалось резкое падение спроса и на другие виды дешевой китайской продукции, составляющей основу российского потребительского импорта.

Несмотря на это, министр торговли и промышленности КНР Чэн Дэмин за несколько дней до Нового года заявил, что «Китай не собирается расширять экспорт за счет девальвации юаня». К слову, российские чиновники с начала 2009 года, напротив, заговорили об искусственной девальвации рубля как единственной панацее для экспортно ориентированных компаний в условиях снижающегося спроса и кризиса неплатежей.

Меняем правила игры

Тем не менее сворачивать торговлю китайскими товарами в России пока никто не собирается. Бизнесмены обеих стран засели за калькуляторы с целью выработать стратегию нового расчета оптимальной формулы стоимости товарного кредита. Напомним, что в реальности стоимость каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции при осуществлении наличного платежа за нее. Расчет стоимости товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, осуществляется по формуле:

ТК=((ЦС*360)*(1-Т))/Д, где ТК – стоимость товарного кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %; (%); ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию, %; (%); Д – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, (дни,); Т – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью.

Так, если по условиям контракта отсрочка платежа допускается в течение месяца со дня поставки продукции, а размер ценовой скидки за наличный платеж составляет 3%, то эти 3% и будут составлять месячную стоимость привлечения товарного кредита (в расчете на год эта стоимость будет составлять 3%*360/30=36%).

Специалисты прекрасно понимают, что основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка ее в годовой ставке по каждому предоставленному товарному кредиту и ее сравнение с привлечением аналогичного банковского кредита. Прежняя схема рухнет, если российским импортерам станет выгоднее брать банковский кредит для немедленной оплаты продукции и получения товарных кредитов. «Любой получатель кредита в России должен будет соотнести возросшую процентную ставку по рублевому кредиту с выгодой от более низкой процентной ставки по долларовому кредиту/кредиту в юанях, но при этом с более высоким риском девальвации валюты, – говорит партнер PricewaterhouseCoopers Джон Кэмпбэлл. – И в каждом случае вывод может быть разным, потому что повышенный валютный риск может быть включен в процентную ставку по рублевому кредиту».

Теоретически возможен и другой путь – изменить вид валюты, применяемый во взаиморасчетах. Естественно, российским импортерам для этих целей было бы спокойнее работать с рублями, что, однако, неприемлемо для китайских производителей. Тем более что власти Китая озабочены сейчас не спасением российско-китайских товарных отношений, а стабилизацией экспортных поставок в целом. В конце прошлого года управляющий ЦБ КНР Чжоу Сяочуань заявил о намерении превратить юань в валюту, используемую для расчетов с рядом государств. Это, по ожиданиям официального Пекина, сможет частично снять зависимость национальной валюты от доллара, минимизировав тем самым потери бюджета.

И хотя эксперты пока называют 2010 год самым ранним сроком для превращения юаня в локальную расчетную единицу, Пекин уже сейчас приступил к введению пилотных проектов использования renminbi в международных расчетах. В частности, крупнейшим китайским банкам разрешено вести операции в юанях с Гонконгом, который обладает собственной валютной системой. Ряд китайских провинций теперь может осуществлять валютные операции в юанях со странами АСЕАН. КНР заключила двусторонние соглашения с восемью соседними странами, включая Россию, Монголию, Вьетнам и другие, согласно которым, межгосударственные расчеты могут осуществляться в юанях. И в этой связи поводов для беспокойства у российских импортеров должно прибавиться с учетом того, что разрыв между курсами рубля и юаня увеличивается куда быстрее, чем между рублем и долларом.

Без паники!

По мнению аналитиков, сейчас главное – избежать паники и не усугубить ситуацию необдуманными мерами по спасению недополученной прибыли. Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин успокаивает: рост стоимости китайских товаров почти на 60% сопровождается одновременным снижением ставок по долгам в иностранной валюте на 30%. Это, по словам эксперта, свидетельствует в пользу предстоящего сокращения стоимости товарных кредитов, предоставляемых китайскими производителями российским импортерам. «Возможно, оно составит в этих условиях как раз около 30%», — ожидает Осин, считая, что такая компенсация облегчит российским импортерам бремя потери маржи от девальвации рубля.

Еще одним плюсом, по словам руководителя проектов департамента инвестиционного проектирования и риск-анализа «2K-Аудит Деловые консультации» Павла Чекмарева, являются некоторые правительственные меры поддержки импортеров в условиях кризиса. Например, существующий механизм, по которому российские ретейлеры не платят НДС с полученных товаров.

Верят эксперты и в шаги со стороны Китая, которому в долгосрочной перспективе вовсе невыгодно терять такой огромный рынок сбыта, как Россия. Как отмечает менеджер проектов инвестиционной практики юридической фирмы «Яковлев и Партнеры» Дмитрий Зыков, если раньше ключевыми условиями предоставления товарных кредитов импортерам были объем приобретаемых товаров и сроки оплаты (например, по многим группам товаров, таких как электроника, и товары народного потребления, данные сроки не превышали трех месяцев), то сейчас производственные мощности в Китае существенно недозагружены. Поэтому, считает Зыков, в самое ближайшее время следует ожидать некоторого смягчения условий товарных кредитов со стороны китайских производителей в самое ближайшее время.

А пока эти производители подсчитывают новые формулы предоставления товарных кредитов, российским ретейлерам самое время увеличить расходы на рекламу уже закупленной продукции. А также нанять опытных мерчендайзеров, способных во время затянувшегося кризиса распродать скопившиеся складские запасы китайских товаров — с 60%-процентной накруткой, в условиях потери прежней платежеспособности значительной части российского населения.

Источник: http://www.chinapro.ru