Пока кризис продолжает атаковать национальные рынки, снижать доходы ведущих компаний и менять соотношение экономических сил в мире, китайские обувных дел мастера увеличивают объемы производства. Правда, если последние 20 лет рост прибыли обувной промышленности Китая обеспечивали заморские потребители, сейчас кассу обувщикам пополняют в основном покупатели-соотечественники.

Вплоть до середины ХХ столетия центром обувного производства была Европа. Лишь в 60–70-х гг. прошлого столетия ее массовый выпуск в азиатском регионе освоили мастера из Японии, Северной Кореи, Тайваня и Гонконга. Производители из материкового Китая присоединились к ним в начале 1980-х, и уже через десять лет именно за китайцами закрепился титул крупнейших в мире обувных производителей и экспортеров. С тех пор страна уверенно сохраняет свое лидерство в обувной отрасли и наращивает производственные мощности.

В Китае обувь шьют более 4 млн рабочих на 20 000 предприятий. Средняя месячная зарплата китайского обувщика –$150.

Такое смещение акцентов на международном рынке обуви объясняется тем, что в КНР есть дешевая рабочая сила, необходимые ресурсы и создан благоприятный инвестиционный климат. В основном производство сосредоточено в прибрежных районах страны. Впрочем, сейчас на пятки Китаю наступают его соседи – Вьетнам, Индия, Таиланд и Индонезия, которым кризис и падение курса доллара дали дополнительное преимущество.

С оглядкой на мировой опыт

Серьезное внимание международному рынку обуви Китай уделяет последние десять лет. Страна успешно перенимает передовые технологии, систему менеджмента и правила мировой торговли. Во многом это объясняется вступлением Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Китайские производители сапог, ботинок, туфель, сандалий и кроссовок уверенно продвигают свою продукцию по всему миру. Ежегодно в Поднебесной производится более 10 млрд пар обуви (это 70% мирового объема). В 2008 г. КНР экспортировала 8,12 млрд пар обуви общей стоимостью $28,8 млрд. В самом Китае за этот же период было продано порядка 2 млрд пар, удалось заработать ни много ни мало $44,12 млрд. Объем обувного экспорта из Китая вырос в 1,38 раза, а его стоимость – в 2,34 раза; объем импорта – в 16 раз, импортная стоимость – в 35,55 раза. По статистике, опубликованной на сайте ООН, в 2007 г. общая стоимость товарооборота обуви в мире составила $134,8 млрд, из них на Китай пришлось $24,6 млрд, или 18% от мировых показателей. Это в очередной раз подтвердило лидерство КНР на мировом обувном рынке. Для наглядности положения дел в китайской обувной промышленности подробно проанализируем 2008 и 2009 гг.

Продолжение читайте в следующем номере

Источник: http://www.chinapro.ru