Крепкий черный, терпкий зеленый, ароматный цветочный, — сегодня миру известно несколько тысяч сортов чая, который стал одним из излюбленных напитков миллионов людей по всему миру. Обязано человечество чаю китайцам: именно они открыли чайное растение – чайный куст. Произошло это почти 4700 лет тому назад. Родиной чайного растения обычно считают Юго-Западный Китай, если точнее – провинцию Юньнань.
Сегодня Поднебесная занимает первое место по площади чайных плантаций и общему объему производства. Чай выращивают в 20 районах Китая (всего, согласно административному делению, в Китае насчитывается 34 единицы провинциального уровня), всего в индустрии задействованы 80 млн фермеров, кроме того, 50 млн человек занимаются обработкой чая.
Последние 20 лет для китайской чайной промышленности стали временем стремительного развития. Например, если в 1950 г. чайные плантации занимали 169 500 га, то в 2008 их площадь выросла до 1,53 млн га. Если в 1950 г. было собрано 62 200 т чая, то в 2007 г. уже 1,14 млн т. «Золотыми» для чайной индустрии эксперты называют последние восемь лет ее развития: за это время, с 2000 г., площадь чайных плантаций увеличилась на 48% (на 52 000 га), производство – на 76% (на 517 000 т), производство высокосортного чая – на 217% (на 312 000 т).
Темпы роста производства чая и динамика роста площадей чайных плантаций представлены в таблицах.
Производство чая в Китае, 1999-2008 гг.
Чайные плантации Китая, 1999-2008 гг.
Чайная индустрия КНР неоднородны: лидируя по одним позициям, она существенно отстает по другим. Это говорит о наличии определенного ряда проблем при несомненных достижениях отрасли.
Например, китайские чайные плантации составляют половину всей мировой площади для выращивания чая, однако в то же время производство этого продукта в Китае составляет лишь ¼ мирового чайного производства. Кроме того, при лидирующих позициях в производстве, потребление чая в Китае до сих пор находится на 30-м месте. Так, согласно проводимым в КНР исследованиям, выяснилось, что среднедушевое потребление данного продукта в год составляет лишь 500 г – в то время как в России эта цифра в три раза, а в Великобритании — в четыре раза больше.
Вместе с тем, можно отметить наличие таких характерных черт, как слабость технологий и производственной концентрации, устаревшее оборудование, а также явный недостаток зарегистрированных торговых марок. Так, в настоящее время из 67 000 чайных компаний лишь у 1000 есть зарегистрированные торговые марки. К самым известным китайским брендам можно отнести следующие:
- Xihu Longjing
- Anxi Tiekuanyin
- Suzhou Biluochun
- Huangshan Maofeng
- Lushan Yunwu
По сути, в мире нет ни одного узнаваемого бренда китайского чая. Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция постепенного улучшения качества. В основном это происходит по причине ужесточения контроля качества импортируемой чайной продукции со стороны Японии и США. Ответным шагом со стороны Китая стало принятие в октябре 2008 г. «Норм безопасности и контроля качества экспортируемого чая». Улучшение качества китайской чайной продукции доказывает рост объемов производства высокосортного чая.
Производство высокосортного чая в Китае, 1995-2008 гг.
В Китае производятся черный, зеленый, белый, желтый чаи, а также чай улун. Из всех сортов, самым популярным остается зеленый – именно по этим позициям КНР занимает первые позиции и в производстве, и в экспорте. Так, в 2008 г. Китай экспортировал 135 800 т чая улун на общую сумму $387,18 млн и 1,55 млн т зеленого чая на $3,42 млрд. Стоит отметить, что финансовый кризис не изменил каким-либо образом предпочтения потребителей в отношении сортов чая., лишь все более заметной становится тенденция роста популярности зеленого чая во многих странах, что связано, по мнению экспертов, с более полным осознанием пользы от употребления данного напитка.
Сегодня в отношении чая сложилась следующая картина: с одной стороны наблюдается относительная стабильность внутреннего чайного рынка Китая, с другой — снижение экспортных поставок.
Вместе с тем, необходимо отметить, что причиной снижения объемов экспорта китайского чая стал не только финансовый кризис, но и низкое качество продукции, что, как уже отмечалось выше, существенно ограничивает объемы возможных поставок из Китая. Однако полностью отрицать влияние мирового кризиса нельзя.
Подробнее об экспорте чая Китаем – в следующем номере.
Источник: http://www.chinapro.ru