С тех пор как Евросоюз ввел антидемпинговые пошлины на китайскую и вьетнамскую обувь, розничные цены на европейском обувном рынке стали расти. Кроме того, инфляция привела к снижению покупательской способности населения (по данным Министерства коммерции КНР, на 10%), что послужило причиной прогноза о 10%-ном снижении потребления по итогам 2009 г. Кроме того, эксперты предполагают, что в 2010 году европейцы купят не более 680 млн пар обуви (это в 1,6 раза меньше, чем, к примеру, было в 2005-м).

В США (также входящих в список основных импортеров китайской обуви) потребление обуви в 2008 г. снизилось на 10% и, по оценкам специалистов, на столько же уменьшится и в 2009-м (то есть в итоге будет наблюдаться 20%-ное снижение за два года). В качестве причин называются резкое снижение индекса цен на потребительские товары, а также старение населения и низкий уровень рождаемости.

В общем можно заметить, что замедление мирового экономического роста, повышение международных цен на сырьевые материалы и транспортные расходы, рост эксплуатационных затрат предприятий и ряд других подобных факторов привели к тому, что китайским предприятиям, занятым в международной торговле, пришлось столкнуться с немалыми трудностями и необходимостью принятия кардинальных и оперативных решений.

Обувной бум

Согласно мировой статистике, потребление обуви в Азии увеличивается в два-три раза быстрее, чем растет население. То же можно сказать и о ее мировом производстве. На сегодняшний день 40% объема потребления обуви во всем мире приходится на страны Азии, 17% – на США, 16% – на Западную Европу, 7% – на Восточную Европу, 4% – на Северную (кроме США) и Центральную Америкуи 16% – на оставшиеся регионы мира. И если раньше основными центрами потребления обуви считались США и Европа, то сегодня в лидеры выходят азиатские страны, среди которых особенно выделяется Китай. Так, в 2008 г. потребление обуви в КНР превысило 2,3 млрд пар, в то время как в США составило лишь 2,2 млрд.

По данным крупнейшего швейцарского банка UBS AG, к 2012 г. потребление обуви в Азии на душу населения достигнет двух пар, при этом общий объем обуви, купленной азиатами в том же году, составит порядка 7,03 млрд пар. В последующие десять лет среднедушевое потребление может увеличиться до трех пар в год и превысить 10 млрд пар ежегодно.

Потребление обуви в мире, 2008 г.

Источник: Информационная сеть производителей обуви Хуэйцун

По географии потребления обуви на международном рынке специалисты выделяют две области. К первой относятся развитые страны (США, государства Евросоюза, Япония, Канада). Ко второй – страны с большим населением (Китай, Индия, Бразилия, Индонезия). Что касается второй группы – входящие в нее государства обладают собственными многочисленными обувными фабриками, способными самостоятельно обеспечить внутренний спрос, в связи с чем потребность в иностранной обуви здесь невысока. Предполагается, что в дальнейшем, при улучшении условий жизни и достатка населения, а также стабильном развитии экономики, спрос на обувь в этих странах будет увеличиваться, что позволит им занять прочные первые позиции по мировому потреблению и экспорту.

Китай занимает их уже сегодня. Несмотря на то что эта страна, как и другие, оказалась под влиянием кризиса, потребление обуви в ней продолжает расти. Высокие позиции китайские обувщики сохраняют за счет ориентации на мировые бренды, совершенствования собственных марок и государственной поддержки обувной промышленности. Именно рост благосостояния и спроса в азиатском регионе, и в Китае в частности, позволяют экспертам сделать прогноз о смещении продаж китайских обувщиков в пользу национального рынка.

Источник: http://www.chinapro.ru