Наблюдатели вбросили в информационное поле еще один повод для обсуждения – догадку о неком заговоре в стане российских госкомпаний, якобы вопреки государственной линии желающих отвернуть страну от Поднебесной. Так что же на самом деле происходит, что стало причиной информационного шума?
Стремимся к стабильности
Отталкиваться в данном случае, видимо, стоит от мартовских договоренностей Москвы и Пекина об увеличении поставок нефти в Поднебесную, которые состоялись в рамках минувшего Петербургского международного экономического форума. Документ на эту тему был подписан главами компаний “Роснефть” и CNPC в присутствии президента России Владимира Путина и председателя Госсовета КНР Си Цзиньпина. Соглашение касалось стратегического сотрудничества в области геологии, разведки, добычи и реализации углеводородов. Кроме того подписаны межправительственные соглашения по расширению сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью и о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проекта в сфере разведки и добычи нефти.
Как сказал Игорь Сечин, руководитель “Роснефти”: “Мы договорились о поэтапном наращивании поставок по трем направлениям. Поэтапно увеличиваем поставки в разные годы с 0,8 млн т дополнительно до 31 млн т”. При этом ресурсной базой для поставок нефти в Китай будут Сахалинские проекты и в перспективе проекты Восточной Сибири (прежде ориентированные на Запад). В итоге до 1 июля 2038 г. Роснефть поставит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) до 325,3 млн т нефти, а до 1 января 2019 г. – 35 млн т без учета допустимых технологических отклонений.
Все это стало продолжением межправительственного соглашения от 21 апреля 2009 г., в соответствии с которым поставки нефти в Китай ведутся по контрактам между “Роснефтью”, “Транснефтью” и CNPC в течение 20 лет в объеме 15 млн т в год. В частности, 9 млн т поставляет “Роснефть”, а 6 млн – “Транснефть”, что соответствует примерно 3% общего потребления нефти Поднебесной. Обе они получили от Китайского банка развития кредиты на $15 и 10 млрд соответственно в обмен на обеспечение долгосрочных поставок нефти в КНР.
При этом, согласно долгосрочным прогнозам, добыча нефти в КНР расти не будет, оставаясь на уровне 4 млн баррелей в день. То есть, на языке трейдеров это называется выйти на “полку”. И даже кратковременные всплески добычи, как, к примеру, в минувшем июне (до 4,26 млн баррелей в день) ровным счетом ничего не значат, оставаясь всего лишь коррекцией предыдущих провалов. Таким образом, если увеличение и может происходить, то за счет импорта, который на сегодня составляет немногим меньше 6 млн баррелей в день. То тесть, для КНР крайне важно самой развивать отношения с поставщиками энергноресурсов.
Скандал заказывали?
Как раз на этом фоне и разыгрался спектакль об “угрозах” “Транснефти” остановить поставки в Китай, мотивация которого в отсутствии договоренностей между КНР и “Роснефти” о формуле, по которой будет рассчитываться цена продукта, а, следовательно, и стоимость транзита дополнительных поставок.
Между тем, со стороны руководства обеих российских компаний ни паники ни нападок друг на друга вовсе не ощущается. “Руководством страны поставлена задача по реализации контрактов с CNPC, – заявил интернет-ресурсу “Нефтетранспортная территория” официальный представитель “Транснефти” Игорь Демин. – Идет конструктивная работа в диалоге “Транснефти” и “Роснефти” по внеплановому расширению ВСТО для обеспечения поставок в Китай. “Я нахожусь в постоянном диалоге с главой “Транснефти” Николаем Токаревым. У нас нет никакого конфликта, у нас идет обычная работа”, – добавляет к этому Игорь Сечин.
Вполне естественно, что любая “обычная работа” подразумевает отстаивание своих интересов каждым из участников того или иного проекта. Отсюда и расчеты “Роснефти” расплачиваться с нефтетранспортниками за поставки в Китай по обычным тарифам, если не требуется расширение системы трубопроводного транспорта. В свою очередь “Транснефть” предлагает повысить тариф для “Роснефти” в связи с ее планами по наращиванию поставок нефти в КНР. Понятно, что арбитром в этом случае выступает государство. “Сейчас рассматривается вопрос, связанный с долгосрочным повышенным тарифом, по которому могли бы быть возвращены вложенные инвестиции”, – сказал в этой связи министр энергетики РФ Александр Новак, добавив, что имеется в виду тариф, установленный специально для “Роснефти”. По его словам, окончательно данный вопрос пока не решен. Но в любом случае проект сотрудничества с Китаем будет развиваться, благо он основан не только на экономическом интересе двух стран, но и подкреплен политически.
И такое развитие отношений приветствуется в самой КНР. Там прекрасно понимают и подтверждают тот факт, что развитие политических контактов позволит заключать больше крупных сделок с Россией. Последние контракты уже дали Китаю ряд важных преимуществ в его конкуренции с Южной Кореей и Японией на российском Дальнем Востоке. Поднебесная также получит большие финансовые выгоды от тех кредитов, которые он предоставила “Роснефти”, и от тех условий, на которых сейчас вынуждена работать эта компания.
С “заботой” о России
Но именно этот факт довольно сильно нервирует западных наблюдателей. Оформление нескольких масштабных энергетических соглашений России с КНР они называют поворотом России в сторону Азии, поскольку крупные поставки энергоресурсов Москва использует для повышения своего веса и влияния, а также важным этапом в развитии энергетической базы страны в Восточной Сибири, в Арктике и на Дальнем Востоке. Такая ситуация рассматривается ими как необходимое условие для возвращения России на мировую арену в качестве мощной и независимой державы, а также крупного участника энергетического рынка на многие годы. Отсюда и крайне неоднозначная реакция. Например, довольно серьезно обсуждалось некое мнение о том, будто “Роснефть” чуть ли не всю добытую в России нефть продаст в Азию. Об этом рассуждает ежедневная газета The Moscow Times. По ее мнению удовлетворение китайских нефтяных запросов, которые пытается осуществить “Роснефть” выйдет боком российским потребителям. Как пишет газета, “Роснефть” уже прекратила выполнять свои обязательства по поставкам газа на перерабатывающее предприятие, производящее топливо для внутреннего рынка. Но это, разумеется, не так. Система добычи и реализации “черного золота” останется сбалансированной.
Еще один повод для обсуждения – огромные задолженности “Роснефти”, создающей колоссальную энергетическую инфраструктуру на востоке страны, которая будет обслуживать исключительно Китай. Якобы Поднебесная, специально стимулировала такое положение дел (проблемы “Роснефти”), чтобы в очередной раз помочь российской компании и фактически сформировать в своих руках рычаги влияния на Россию. Хотя при этом у Пекина масса других вариантов для покупки нефти и газа, включая Ближний Восток, Австралию, Индонезию, Центральную Азию и собственные месторождения, содержащие значительные запасы сланцевого газа, которые в настоящее время уже исследуются.
Да, говорят ориентированные на Запад наблюдатели, Россия получает огромное количество денег и заключает крупные сделки с Китаем. Но все равно, деньги, судя по недавнему прошлому, она, так или иначе, разбазарит, а Китай снова выйдет в таком сотрудничестве победителем. Но выгодно ли это России, сумеет ли “Роснефть” выполнить свои новые обязательства? И даже если сумеет, действительно ли Россия добьется в Азии большего, чем уже имеет?
“А еще он называл тебя желтым земляным червяком”…
Но самым, пожалуй, занимательным поводом для обсуждений стали сомнения аналитиков, метущихся якобы исключительно ради благополучия России. По их мнению, нет никаких доказательств того, что интересы “Транснефти” совпадают с интересами России. Ну, а это уже ни что иное, как обвинение компании в антигосударственном заговоре. Не зря же от ее имени озвучивались угрозы в прекращении транзита дополнительных объемов нефти от “Роснефти” в Китай.
На этот раз отличилась moscow-post.com, взявшаяся анализировать “антироссийское” поведение госкомпании “Транснефть”. Не мудрствуя лукаво газета выдает на гора фразу: “Игорь Сечин подписывает выгодный контракт с Китаем. Николай Токарев фактически может его сорвать”. А затем делает многозначительный вывод: “Таким образом, фактически из-за своих корыстных целей “Транснефть” идет против интересов государственной политики РФ”.
Что скажет новое действующее лицо?
Специалисты с иронией относятся к умозаключениям журналистов и сомневаются, что стоит ожидать приостановки поставок энергоресурсов из России в Китай, а также развития межгосударственных взаимовыгодных отношений. Как бы там ни было происходящий “шум” в очередной раз высветил заинтересованность прозападных структур в нестабильности отношений между Россией и Китаем. Дело в том, что КНР, переходящая на внутреннее потребление, так и Россия, стремящаяся обеспечить себе стабильное развитие во время кризиса западной экономической системы, становятся все более свободными от западных объятий, помноженных на пережитки колониализма. Нравится ли это людям и странам, привыкшим говорить со всеми менторским тоном? Нет, не нравится. Но это полбеды и, между прочим, успешно лечится примерами из истории. Хуже другое. Озабоченность потерей своей исключительности они пытаются минимизировать старым способом “Разделяй и властвуй”. Единственная проблема, средств на такие эксперименты все меньше, следовательно, нести всю тяжесть ситуации на своих плечах приходится обычным гражданам западных стран. Сколько они будут терпеть, неизвестно. Но, в конце концов, все идет к тому, что они станут еще одним действующим лицом, субъектом информационного поля. На чьей стороне будет этот субъект, и кому от этого будет лучше, покажет время. Но отчего-то кажется, что проблемы от этого случатся именно у Запада.
Источник: http://www.chinapro.ru