Между молотом социальной политики и наковальней дефицита

В 2010 году Россия, по словам министра финансов Алексея Кудрина, полностью потратит свой стабилизационный фонд – единственный резерв, благодаря которому власти могли решать нарастающие как снежный ком социальные проблемы вроде остановившегося АвтоВАЗа, бастующих рабочих в Пикалево или спешного перепрофилирования Байкальского ЦБК. В это же время товарооборот между Китаем и Россией в 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. на 31,8%, составив всего $38,79 млрд.

Таможенный ликбез
Таможенная стоимость ввозимого товара может определяться шестью различными способами, которые должны применяться самой ФТС последовательно. То есть в том случае, если нет возможности применить метод № 1, переходят к методу № 2 и так далее.

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами.
3) метод по стоимости сделки с однородными товарами.
4) метод вычитания.
5) метод сложения.
6) резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Он базируется на документах по сделке, которые предоставил участник ВЭД: контракт со своим контрагентом; прайс-лист производителя, подтвержденным независимым органом, например Торгово-промышленной палатой; экспортная декларация.

Полезный опыт
В европейских государствах участнику ВЭД государство предоставляет 90 дней отсрочки на уплату таможенных платежей и НДС, в США – 180 дней. Можно привезти товар, продать его, получить доход и уже с вырученных средств заплатить налоги. В России практика иная: все налоги платятся сразу после пересечения грузом границы.

КТС по сути
КТС (корректировка таможенной стоимости) – процедура контроля, применяемая в том случае, если участник ВЭД занизил цену ввозимого товара.

98% ввезенных в Россию товаров подверглись КТС в 2009 году

10–15% от стоимости товара, заявленной в контракте, составил средний размер КТС.

На 27,5 млрд рублей выросли поступления в бюджет благодаря КТС.

В сложившихся условиях правительство активизирует все ресурсы по привлечению дополнительных средств в бюджет. В том числе, как отмечают эксперты, с помощью ужесточения таможенных процедур выжимает максимум из имеющихся импортных товарных потоков, а Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) играет на грани фола. Наиболее распространенным приемом со стороны таможни становится корректировка таможенной стоимости (КТС). Причем больнее всего в силу ряда объективных причин КТС ударит по китайским товарам, не в последнюю очередь из-за их высокой доли в товарообороте.

Великая цена таможенной стоимости

Государственные пошлины начисляются в зависимости от цены импортируемого товара. Соответственно, чем ниже стоимость, тем меньше денег выплатит грузовладелец в государственный бюджет. Занижение этой самой стоимости является для грузовладельцев основным способом уменьшить размер отчислений в пользу бюджета, говорит Руслан Кисс, генеральный директор ЗАО “Русский логистический провайдер”. Вот тут-то как раз и может возникнуть корректировка.

Цена определяется одним из шести способов (см. “Таможенный ликбез”). Самый простой и очевидный из них заключается в использовании показателей, которые применялись при купле – продаже товара и отражены в контракте и других документах, сопровождающих сделку. Его можно сравнить с отчетом командированного специалиста о расходах на основании кассовых чеков. Схема в данном случае устроена несложно: грузовладелец или его представитель в лице логистической компании подает на таможенный пост декларацию, в которой указано наименование груза, его вес, код товарной номенклатуры, цена и другие параметры, а также документы, подтверждающие эти сведения. Инспектор, проверив указанные данные и проведя досмотр, начисляет установленную государством по данному коду пошлину. Если же у него возникают подозрения в достоверности указанной таможенной стоимости, инспектор может запросить дополнительные документы или же сразу перейти к процедуре КТС. “Правильную” стоимость конкретного товара таможня берет из своей собственной базы индикативных цен. Кстати, о том, как формируются “образцовые” цены, у участников рынка сложилось свое мнение. “В России нет унифицированной базы проходных ставок, на основе которых определяется таможенная стоимость ввозимого товара. На различных таможенных постах вы можете заплатить неодинаковую сумму платежей за один и тот же товар. Таким образом, размер таможенных пошлин, идущих в казну государства, порой зависит от субъективного решения инспектора”, – рассказывает специалист транспортного департамента компании Optim Consult Екатерина Филатова.
“Индикативные цены в виде экселевского файла спускают сверху, от таможенных постов требуют держать заложенный в файле уровень, иначе премий не дадут и еще выговор сделают. Если подаешься ниже риска, твой товар отправляют на досмотр, а груз при этом стоит в порту, из-за чего растут расходы на хранение. Поэтому с небольшими суммами КТС все соглашаются, иначе можно больше потерять на простоях”, – говорит директор логической компании Grimex Дмитрий Васильев. Кстати, специалист отмечает сезонность КТС. По его словам, особенно много корректировок приходится на конец каждого квартала, когда наступает пора отчитываться по сбору таможенных платежей. В первую очередь это касается массовых грузов – бытовой техники, товаров народного потребления, отмечает эксперт.

Другой участник рынка, пожелавший остаться неизвестным, рассказывает: “Больше всего произвола допускают члены многочисленных проверочных комиссий из ФТС – как плановых, так и внеплановых – во время своей работы на таможенных постах. При согласовании выпуска грузовой таможенной декларации (ГТД) они просто лепят клейкий листочек, на котором написано “х2”, что означает увеличение таможенной стоимости в два раза. Стандартный ответ на вопрос инспектора о причинах и основаниях подобной корректировки звучит так: “это ваши проблемы, нас это не волнует”.

Кстати, с началом кризиса активизировалась и китайская таможня. В конце прошлого года Главное таможенное управление КНР выпустило приказ об усилении контроля как раз над стоимостью товаров. Таможенники получили право требовать дополнительные документы для подтверждения цены грузов, кода номенклатуры, страны-производителя и прочих сведений, указываемых в декларации.

Но так ли страшна КТС, как ее пытаются представить участники ВЭД? Мнения ФТС и бизнеса на этот счет прямо противоположны. Начальник управления федеральных таможенных доходов ФТС Борис Шкуркин приводит следующие цифры. В 2009 г. таможенная стоимость откорректированных товаров увеличилась на 111,65 млрд рублей, что на 55,6% больше, чем в 2008-м. В связи с этим ФТС в минувшем году доначислила в бюджет 26,76 млрд рублей. По сравнению с общей суммой, которую собирает служба, это вроде бы немного. Довзысканные 27,75 млрд рублей – всего лишь капля в море по сравнению с 3,519 трлн рублей, которые были перечислены в госбюджет. “Цифры несопоставимы, – считает Борис Шкуркин. – Ежедневно мы перечисляли в бюджет 14,1 млрд рублей, так что эти 27,75 млрд – работа двух дней”.

Другая арифметика у генерального директора ЗАО “Русский логистический провайдер” Руслана Киса. “В 2009 г. корректировке подверглись 98% грузов. Из 3,5 трлн рублей, собираемых таможней, около 63% приходится на экспортные таможенные отчисления. На импорт остается 1,3 трлн рублей. Доля ввозной пошлины в структуре таможенных доходов составляет лишь 13,3%, или 467,2 млрд. На этом фоне 27,75 млрд рублей, которые доначислены после КТС, – огромные деньги!” – подсчитывает эксперт.

По расчетам “Русского логистического провайдера”, если в 2005 г. составляющая затрат по таможенному оформлению была 20–25% от цены перевозки, то в 2009-м – уже 43%. В первую очередь это произошло за счет увеличения сроков оформления с 2–3 дней до 4–10. Вследствие этого растут затраты на хранение груза. К тому же средняя корректировка – а ей, напомним, подвергаются почти все товары – увеличивает цену продукции на 10–50% по сравнению с заявленной в контракте.

Китай – в зоне риска

На импорт из Китая российские таможенники обращают особо пристальное внимание. В отчете о проделанной в 2009 г. правоохранительной работе Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) ФТС (через него проходит около 70% ввозимых в Россию китайских товаров) отмечается шесть основных направлений, которым был отдан приоритет. По количеству возбужденных уголовных дел с большим отрывом от “конкурентов” лидируют “выявление и пресечение незаконного ввоза на таможенную территорию РФ товаров народного потребления из Китая и Турции”.

В анализе итогов работы за 2009 г. Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) отмечено активное развитие партнерства между таможенниками России и Поднебесной. В частности, в 2009 году была создана подкомиссия по таможенному сотрудничеству в рамках Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств двух стран. По мнению участников рынка, таможенные службы России и Китая впервые за несколько лет перешли к системным мерам по обмену информацией о товаропотоках в целях составления реальной статистики.

Акцент на Китай в деятельности ФТС имеет вполне рациональное объяснение: в основу работы службы положена система “профилей рисков”, которая товарам из разных стран отводит определенную степень “опасности”. Эта степень и определяет тщательность и частоту досмотра, а также вероятность КТС. Нельзя сказать, что на китайские товары обращается особое внимание. “К “рискованным” относятся все страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), но из Китая идет наибольший их поток, поэтому он чисто статистически чаще и попадает под КТС”, – говорит Дмитрий Васильев из Grimex. По мнению эксперта, страны ЮВА включены в зону риска, поскольку отказывают российским таможенникам в прямом доступе к своим базам экспортных деклараций. Статистика же ФТС и стран ЮВА разнится не только по ценам, но и по кодам, то есть по товарам и товарным группам. “У нас, согласно таможенной статистике, из этих стран поступают товары с минимальными таможенными пошлинами (5%). В то время как статистические данные стран-экспортеров указывают на то, что в Россию вывозятся совершенно другие товары (меха и шубы, одежда, обувь, мебель, товары народного потребления, бытовая техника и т. д). Для того чтобы как-то с этим явлением бороться, ввели досмотровые риски на указанные товары, чтобы выявить, что же реально ввозится под 5%-ной пошлиной”, – резюмирует Васильев.

Бывший руководитель таможенного брокера отмечает, что “на китайские товары обращали пристальное внимание всегда. Все, что было ниже по стоимости статистики поста или стоимости тех или иных товаров, указанной в письмах ФТС, требовало подтверждения в виде прямого контракта, экспортной декларации, прайс-листа завода-производителя, заверенного торгово-промышленной палатой того региона Китая, где этот завод расположен”.

Пройдемте в суд

В условиях ужесточения административного давления, целесообразно играть “в белую”, а в случае не согласия с таможней – судиться. К радости участников ВЭД, статистика по спорам пока говорит в их пользу.

Игроки рынка рекомендуют ввозить товары по честным ценам, а не по “проходным”, как это делают многие “логисты”. Честным ценам всегда есть обоснование – как минимум экспортная ГТД, которую можно проверить, и реальный прайс-лист. Если же таможня, проводя КТС, выставила счет на крупную сумму, имеет смысл обратиться в арбитраж, говорит управляющий директор юридической компании “K&G Group” Станислав Баранов. Значительную часть споров составляют иски, касающиеся как раз тех случаев, когда грузовладелец или брокер предоставлял всю требуемую информацию, включая контракт с четко прописанными в нем ценами.

По словам Баранова, “от момента подачи заявления в суд до принятия решения о возврате денежных средств проходит минимум 6, чаще 8–12 месяцев. Соответственно, те участники ВЭД, у которых небольшие корректировки, как правило, не ввязываются в судебные тяжбы. Судятся чаще всего те компании, иски которых превышают 200 000 руб. Верхняя планка обычно составляет 5–6 млн рублей”.

В настоящее время ФТС, по ее собственной статистике, проигрывает около 85% всех дел, связанных с КТС. Подобный дисбаланс не должен удивлять: инспекторы предпочитают “накидывать” на заявленную таможенную стоимость по максимальному количеству деклараций (отсюда и показатель в 98% грузов, подвергшихся корректировкам в 2009 году), а если кто-то из обиженных участников ВЭД умудрится добиться справедливости, никакой персональной ответственности за проигранное дело инспектор не несет.

Впрочем, в самом ближайшем будущем ситуация для бизнеса может измениться в худшую сторону, и виной тому – вступающий в действие Кодекс таможенного союза. Баранов обращает внимание на следующий момент. В тексте документа появился запрет на выпуск товаров до подчинения требованиям таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, пересчета и доплаты таможенных платежей без права импортера на возражения и представления доказательств правильности таможенной оценки. Это значит, что товар не будет выпущен, пока импортер добровольно не согласится с КТС. Это означает, что потом никто и ничего не отсудит, ибо позиция суда такова: если вы добровольно согласились оплатить, то уже не имеете права требовать возмещения незаконно внесенных платежей”, – говорит эксперт.

В подобных обстоятельствах стоит ожидать ответного шага бизнеса – ухода в тень. “Создается почва для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы. Можно с большой долей вероятности ожидать, что к лету 2010 г. высокий процент бизнеса снова уйдет в тень”, – уверен Руслан Кисс.

Источник: http://www.chinapro.ru