Первые шаги

К выходу на российский рынок ZTE подтолкнул его стремительный рост и огромные возможности для развития. Предприятие с рыночной стоимостью более $2 млрд в 2000 году, 15 000 сотрудников, средний возраст которых составлял 28 лет, ростом доходов на 70% в год и уже существующей к тому времени мировой сетью из 50 офисов просто не могло проигнорировать российский рынок.

Компания ZTE была основана в 1985 году. В 1997 году акции компании были размещены на Шэньчжэньской бирже. В декабре 2004 года ZTE вышла на Гонконгскую биржу, став первой китайской компанией, разместившей на ней свои акции. В 2007 году, по оценкам гонконгских специалистов, прибыль компании составила 3,4 млрд юаней ($0,5 млрд), из которых 57,8% пришлось на иностранные доходы.

Благодаря своим проводным, беспроводным, терминальным и бизнес-продуктам, которые являются четырьмя главными направлениями деятельности компании, ZTE стала основным поставщиком телекоммуникационного оборудования на китайский рынок, а также для 500 операторов в 130 странах мира.

ZTE проводит исследования в рамках государственного высокотехнологичного «Проекта 863″. К тому же на проведение различных исследований компания ежегодно тратит 10% своих доходов. В структуру компании входят 16 исследовательских центров, расположенных в Америке, Индии, Швеции и Китае.

Китайцы активно включились в работу: принялись готовить кадры, параллельно с этим захватывая рынок. Уже в 2001 году были заключены контракты на создание сети GSM в Краснодаре и установку оборудования для тверского оператора связи. Уже тогда средства связи начали работать в первых российских опытных зонах CDMA-450, организованных компаниями «Московская сотовая связь» и Delta Telecom.

Кстати, тот факт, что сотовые телефоны от ZTE не очень известны в России, объясняется довольно просто – минимальным распространением в стране сетей CDMA. Хотя стоит напомнить, что на заре российской массовой «мобилизации» именно для этих сетей «Билайн» распространял самую доступную трубку. Что произошло дальше, легко объяснить уже не получится. Тут все как с операционными системами для компьютеров, где, странное дело, WINDOWS получила пальму первенства в российском массовом сегменте. Правда, не всегда в виде лицензионного дистрибутива.

Несговорчивый Китай

Старт российской эпопеи ZTE сопровождался достаточно серьезными министерскими бурями, индикатором которых явилась лишь сухая строчка в официальном коммюнике по итогам встречи российского и китайского премьер-министров. Фактически слова о том, что стороны «выделили работу по содействию российским операторам мобильной связи в доступе на китайский рынок телекоммуникационных услуг», можно считать криком души. Причем с министерской точки зрения, криком весьма обоснованным, призывающим обеспечить хоть какой-то паритет в обмене ресурсами национальных рынков.

Как значилось во многих интервью российских чиновников того времени, «китайцы рвутся на наш рынок телекоммуникационного оборудования, а с государственной точки зрения, позиции сторон должны быть симметричными. Ясно, что продавать свое оборудование в Китай мы не будем – у нас его просто нет. Зато симметричность может быть достигнута за счет нашего продвижения в другой эффективный сегмент телекоммуникационного рынка Китая – мобильной связи». При этом добавлялось, что переговоры по этому вопросу идут с 2000 года, но Китай так и не предпринимает никаких мер. По сути, Россия требовала от Китая прецедентного решения, потому как китайский «мобильный» рынок практически был закрыт для иностранных инвесторов. В Поднебесной существуют ограничения на участие иностранного капитала в телекоммуникационных компаниях. Это было одним из условий при вхождении Китая в ВТО.

Демпинг по-китайски

Интересен следующий момент: обеспокоенность российских чиновников вызывала пара китайских компаний, работающих практически в одном и том же сегменте рынка – Huawei и ZTE. И первое, чем, кроме активности, они завоевали себе славу, была чрезвычайно низкая стоимость предлагаемого ими оборудования. Например, они продавали телефонные станции по ценам примерно вдвое ниже среднерыночного уровня (около $50 за номер против $80–100 у Siemens, Alcatel или Ericsson). Мало того, ZTE зачастую просто дарила операторам большие объемы оборудования «для лучшего сотрудничества в будущем». Между прочим, поставки техники для первых опытных зон CDMA-450 «Московской сотовой связи» были именно таким примером совместной работы, в то время как у американской корпорации Lucent Technologies «железо» приобреталось за деньги.

Нажиму со стороны российских чиновников китайцы противопоставляли детский, но крайне эффективный способ воздействия. Они вопрошали, почему Россия не требует от Германии и Франции доступа на их сотовые рынки, ведь западные компании продали в Россию гораздо больше оборудования, чем ZTE. В результате компенсационный процесс обычным образом зависал с немым вопросом российским сотовым операторам: мол, чего вы-то сидите без дела? Ведь премьер-министры уже договорились. Но те не были склонны думать о Китае, на кону стоял российский рынок, в крайнем случае, дележ рынка стран СНГ. Да и по мощности российские сотовые компании явно не дотягивали до тех же China Unicom, China Mobile. Так что ни о каком взаимовыгодном обмене России и Китая говорить не приходилось. Как говорится, только бизнес и ничего личного.

Наступление ZTE

ZTE тем временем не дремала, а уже к 2003 году начала совместные проекты построения систем CDMA в России, а также в странах СНГ – на Украине и в Белоруссии. Параллельно с этим, демонстрируя свою всеядность, компания выиграла тендеры на строительство систем GSM в России и Таджикистане. Ключевые проекты также были осуществлены в сотрудничестве с компаниями «СМАРТС» (Краснодар/Сочи), «МегаКом» (Грузия) и CST (Украина). Кроме того, в том же, 2003 году, году ZTE закончила сертификацию в России мобильных терминалов A100 и A300, выполненных в форм-факторе аппаратов с раскладывающимся корпусом, двумя дисплеями и обладающих всеми функциями современных GSM-телефонов. И это – плюс к открытию региональных представительств в Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, а также в странах СНГ: на Украине, в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. В результате оборот фирмы в России и странах СНГ в 2003 году достиг $30 млн. Характерно, что из 300 работников российских офисов компании 70% составляли граждане России.

С точки зрения работы на перспективу интересен проект ZTE все того же 2003 года – московский тренинг-центр. Он становится площадкой для собственных технических разработок научно-исследовательских центров, разбросанных по всему миру, а также хорошей технической школой как для специалистов ZTE, так и для компаний-партнеров.

К осени 2004 года компания обозначает свое присутствие во всех макрорегионах России, открыв очередное представительство на Дальнем Востоке. Результатом подобной практики стали контракты на строительство сетей с «Кузбасской Сотовой Связью» (емкость – 60 000 номеров), ЗАО «Енисейтелеком» (30 000 номеров), ОАО «Калининградские Мобильные Сети» (60 000 номеров), ОАО «Теле-Норд» (20 000 номеров) и ЗАО «Хабаровский Сотовый Телефон» (9000 номеров). Мало? В общем-то, нет. Особенно если учитывать, что фирма продвигает свой любимый стандарт CDMA.

Долгожданный процесс российского проникновения в Китай пришелся на прошлый год. Тогда ZTE договорилась с российским ОАО «Ситроникс» о создании СП по производству электроники и оборудования связи в Шэньчжэне. Кроме стратегических исследований, договоренности предусматривали организацию совместной разработки и производства приемных устройств для спутниковой навигационной системы «Глонасс» и коммерциализацию этой системы на территории России.

Антикризисная стратегия

Тем временем грянул кризис. Казалось бы, на этом фоне многим производителям только и остается, что сжиматься, уменьшаться, да минимизировать свои потери. Однако компания ZTE демонстрирует несколько иную картину, получив без малого треть заказов на строительство в Китае 3G-инфраструктуры. Да и на азиатских рынках, где сохранялся спрос и на акции телекоммуникационных компаний, дела у нее идут прилично. К тому же китайская компания продемонстрировала стремительный рост на рынке мобильных устройств – в 2006 году ZTE поставила всего 15 млн мобильных телефонов, а в 2008 году – уже больше 50 млн. Более 80% аппаратов ZTE представила непосредственно для отдельных мобильных операторов. В Китае, к тому же, ZTE лидирует и на рынке 3G-телефонов, контролируя его на треть. В связи с этим можно предположить, что все ее усилия на российском рынке в излюбленном сегменте CDMA также увенчаются успехом. Осталось только немного подождать. Кризис кризисом, а бизнес бизнесом, тем более с такой государственной долей: в ZTE 51,8% акций принадлежит государству. Так что в недалеком будущем наверняка можно будет говорить об узнаваемости логотипа ZTE российским массовым потребителем.

Источник: http://www.chinapro.ru