ТЛК займет площадь около 180 га. В августе этого года планируется начать подготовку площадки под его размещение. Непосредственно к строительству приступят весной 2013 г., а на май 2014 г. намечен ввод в эксплуатацию первой очереди объекта.
На первом этапе объем инвестиций в проект составит 120 млн евро. В общей сложности в создание «Южноуральского» планируется вложить 1,2 млрд евро.
Будущий центр предполагает организацию двух тысяч новых рабочих мест. Объем контейнерных грузов комплекса составит около 3-5 млн т в год.
«Строительство комплекса позволит связать воедино международные железнодорожные грузовые перевозки с огромным современным контейнерным терминалом, пунктом таможенного оформления, современными складскими зданиями, а также грузовым автомобильным транспортом, — заявила министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина. – В ближайшей перспективе появится возможность направить по нашей территории грузопотоки из Северо-западного региона Китая, что позволит существенно снизить стоимость товаров народного потребления. Кроме того, такой крупный комплекс «потянет» за собой и другие инфраструктурные проекты».
Инициаторы проекта рассчитывают, что ТЛК замкнет на себе основные грузопотоки из Китая в Евросоюз и обратно. Намекая на возрождение «Великого шелкового пути». Эксперты, однако, сдержанно комментируют планы челябинских властей и китайских партнеров.
Основной поток товаров в Китай и обратно все равно идет морем, отмечает президент Поволжской логистической ассоциации, глава ХК «Логопром» Андрей Иванов. «Что же касается «Великого шелкового пути», то в России активное его строительство ведется только в Татарстане, — говорит собеседник. – Вообще из непортовых регионов России вразумительные логистические схемы выстраивают пока только Татарстан и Калужская область. Хотя если проект в Челябинской области получит свое продолжение, мы готовы предложить свои услуги по выстраиванию логистических схем».
«Переговоры о строительстве этого логистического центра велись властями Челябинской области с представителями деловых кругов одного из самых бедных и промышленно неразвитых районов Китая, то есть, не в Пекине, не в госсовете Китая, а лишь на региональном уровне, – замечает генеральный директор Сity Express Алексей Кичатов. – Скорее всего, в этом проекте заинтересована российская сторона, и кто-то из высоких чиновников пролоббировал это строительство». Как полагает эксперт, в данном случае речь идет не о масштабном экономическом российско-китайском сотрудничестве, а об очередном канале поставок в Россию дешевых китайских товаров.
Конечно, ТЛК станет хорошим перевалочным пунктом для китайского ширпотреба, соглашается гендиректор УК «Сигерс» Денис Ищенко. Вместе с тем китайцы преследуют здесь более широкий спектр задач: создать сопутствующую инфраструктуру для своего бизнеса в России, считает он. «На Южном Урале у китайцев много перспективных проектов, и центр будет нужен для их обслуживания», — добавляет директор компании «Лига-Логистик» Татьяна Доронина. В противном случае для расположения своей логистической базы они выбрали бы другой регион: например, Башкортостан или Татарстан, где есть выходы к рекам, полагает она.
Среди планов КНР в Челябинской области можно назвать строительство цементного завода с участием Sinoma International Engineering Co., Ltd, автозавода Lifan Motors, локализацию производства Haier Group Corporation. Напомним также, что в июне 2011 г. Челябинская область подписала соглашение о сотрудничестве и китайской провинции Хэйлунцзян, в рамках которого китайские промышленники рассчитывают разместить в области ряд производств, в том числе в сфере автомобилестроения и изготовления лифтов.
Но замыкаться на Челябинске бизнесмены из Поднебесной не будут, центр будет работать на всю Россию, уверена Татьяна Доронина. Заявленный объем контейнеров в 3-5 млн тонн в год, разумеется, пойдет не только в Челябинскую область, резюмирует Андрей Иванов.
Источник: http://www.chinapro.ru