Лю Сюлянь: «На мировом авиарынке Китай будет конкурировать за счет цены»

В Китае в последние годы широко обсуждают необходимость создания «большого гражданского самолета». В сотрудничестве с Россией, как считают российские эксперты Китай не заинтересован. Так ли это и почему?

С технологической точки зрения – в этом китайские специалисты едины – российская гражданская авиация значительно уступает европейской. Доля России на мировом авиационном рынке значительно меньше, чем у Airbus и Boeing, например. Причина в том, что после распада Советского Союза с конца 90-х гг. инвестиционные потоки в развитие авиации практически сошли на нет. Перебой финансирования подорвал экономический фундамент российской авиационной промышленности, которая в итоге стала значительно проигрывать другим странам-лидерам этого рынка. Как бы там ни было, Россия по-прежнему относится к странам с сильной гражданской авиацией. К тому же, Россия занялась восстановлением сектора гражданской авиации. Перспективы выглядят довольно радужными. И все же сотрудничество в этой сфере маловероятны. Причина в том, что для Китая строительство «большого гражданского самолета» – национальная идея, реализовать которую страна нацелена самостоятельно.

В каких областях авиастроения Россия интересна Китаю?

Наиболее вероятна совместная разработка тяжелого вертолета. Соответствующее межправительственное соглашение было подписано во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Москву в октябре прошлого года. Кроме того, Китай заинтересован в совместном строительстве завода по производству двигателей. Сейчас из России экспортируются 14-тонные авиадвигатели для истребителей и 12-тонные — для оснащения создаваемых совместно с Украиной тяжелых транспортных самолетов.

В конце прошлого года российская компания «Авиаэкспорт» поставила в Китай один Ту-204. Ожидалось, что Китай закупит еще несколько самолетов. Тем не менее, до сих пор никаких новых контрактов подписано не было. Стоит ли ожидать этого в будущем?

Мне представляется, что закупка самолета была сделана с тем, чтобы изучить его технологическое оснащение. Дальнейшие контракты сомнительны. Ведь Китай собирается развивать собственное производство. Сейчас создает три самолета — пассажирский С-919 на 185-190 посадочных мест, тяжелый транспортный самолет (в этом вопросе Китай сотрудничает с Украиной) и самолет общего назначения.

Сколько лет понадобиться Китаю, чтобы завершить разработки?

От пяти до десяти лет. Без сомнения не позднее 2020 г. Китай начнет серийное производство.

На какие рынки сбыта нацелен Китай?

Восточная Европа, Центральная Азия, Африка, Россия и, конечно, внутренний китайский рынок – ведь стране для удовлетворения растущих потребностей в авиаперевозках понадобится около 3000 новых самолетов. Свои воздушные суда помогут устранить зависимость от западных производителей, доля которых на китайском авиарынке сейчас очень велика. Скажем, только американская Boeing занимает 50%.

Основным конкурентным преимуществом Китай на мировом рынке будет цена?

Китай будет использовать преимущества в цене расходных материалов и дешевой рабочей силы. Поэтому, без сомнения, на мировом авиарынке Китай будет конкурировать за счет цены.

Источник: http://www.chinapro.ru