«Если уж делать что-то, то с размахом», — часто повторяет Пань Вэй. Одного успешного ресторана в Гонконге ей показалось недостаточным. Сегодня в сеть Ajisen Ramen, которую возглавляет китаянка входит более 300 ресторанов в 44 китайских городах.

Продовольственная наука

Работать Пань Вэй начала сразу после окончания средней школы. В Гонконге, куда она переехала с родителями в 1988 г., возможности продолжить обучение не было. Университетом для нее стала работа в продовольственной компании. Правда, всего через три месяца Пань оттуда уволилась, «хотела быть хозяйкой сама», – говорит она. Схема работы была простой — купить подешевле, продать подороже. Ничего нового она не изобретала. Все заработанные деньги снова пускала в оборот. Постепенно выяснила наиболее прибыльное направление — морепродукты на экспорт. За десять лет скопила «приличное» состояние (конкретные цифры она не называет), построила несколько заводов в Китае. Однако этого ей показалось мало, она решила продавать продукт с «добавленной стоимостью». Пань задумалась об открытии собственного ресторана.

Приготовить и продать

Немецкий, американский, итальянский… Китаянка долго выбирала, какой ресторан открыть. О китайском не думала потому, что конкуренция в том сегменте была слишком велика. Пань же, по ее словам, быть на вторых ролях не хотела. Она поняла, что для того, чтобы быть первой нужно предложить нечто отличное от того, что уже было на рынке. Остановилась на японском Ajisen Ramen, известном за необычную на вкус лапшу. Было и еще кое-что: работа в этом, вроде бы, традиционно японском ресторане, строилась по принципу европейского фаст-фуда – унифицированное оформление, еда, прошедшая первичную обработку. В итоге, ждать, пока приготовят блюдо, как это обычно бывает в китайских ресторанах, не приходилось. Отсюда – экономия времени – одно из главных требований жизни современного мегаполиса.

Первый ресторан открыла в Гонконге в 1996 г. по франшизе. Небольшой ресторан быстро стал популярным. Пань задумалась о том, чтобы начать открыть еще несколько в материковом Китае.

Окно в Китай

Однако рисковать деньгами Пань не хотела. Она, по ее словам, решила провести «локальное исследование» — в 1997 г. отправилась в Шэньчжэнь с шестью сотрудниками. Напротив входа в парк «Окна мира» она установила фирменный вагончик Ajisen Ramen. Японская лапша по 15 юаней за пиалу шэньчжэньцам понравилась — за неделю заработала 200 000 юаней. Эксперимент завершился удачно.

Устранить конкурентов

Пань угнетало то, что она была не единственным представителем японской сети в Китае. Для того, чтобы развиваться, ей было нужно эксклюзивное право. Китаянка пригласила представителей Ajisen Ramen в свои рестораны в Гонконг и Шэньчжэнь. А еще провезла японцев по своим заводам, как бы невзначай рассказав о том, что до того, как заняться ресторанами, десять лет отдала продовольственному бизнесу, а сейчас, мол, есть у нее опят и оборудования для того, чтобы наладить массовое производство блюд для ресторанной сети. Когда японцы уезжали на родину, конкурентов в Китае у Пань не было, эксклюзивное право на открытие ресторанов сети Ajisen Ramen в Поднебесной досталось ей.

Дальше нужно было только время. Все заработанные деньги она вкладывала в развитие — в открытие новых ресторанов. К концу 2008 г. в сети было 346 ресторанов, из них 79 — в Шанхае, 28 — в Пекине. При этом в 2007 г. у Пань было меньше 200 ресторанов. Так что цифра в 1500 ресторанов через пять лет многим экспертам представляется обоснованной.

В прошлом году китаянка возглавила список богатейших рестораторов Китая. Ее состояние было оценено Hurun Report в $510 млн.

Источник: http://www.chinapro.ru