Все народы верят в загробный мир. В Китае, еще на заре цивилизации, в эпоху Шан-Инь XVI–XI вв. до нашей эры культ мертвых играл главенствующую роль. Жертвоприношение умершим правителям были более чем обильные: в усыпальницах находят боевые колесницы, оружие, домашнюю утварь, драгоценности. Вместе с ушедшими правителями хоронили всю домашнюю челядь – от жен до прислуги. Умерший правитель как бы еще более становился величественен, приобретал власть и над миром людей, и над миром духов. Среди покойных правителей выделялась фигура Шан-ди – первопредка китайцев. В его власти были не только природные явления: гроза, дождь, потоп и так далее, но и судьбы людские.

Однако со временем Шан-ди или по другим источникам, Желтый император Хуан-ди, оттеснил культ неба, но, верховный правитель не исчез из мировоззрения китайцев, а перевоплотился в культ предков. Идейным основоположником и глашатаем этого стал Конфуций, со временем и сам перешедший в культовые персонажи Поднебесной.

Именно этот ученый муж понятие “сыновей почтительности” – сяо, вывел в основополагающую силу развития общества. Суть его проста, как все гениальное – почитание родителей и полное подчинение им – это прямая ассоциация служения императору. Почтительный сын – это подданный, который почитает повелителя, так же как почитает отца, государство – это семья, самое ценное в жизни китайца. Почитание и уважение к родителям пронизывает всю культуру китайского народа — от мифов до современных пьес.

Интересен факт, что в Китае, в отличие от России, почитают в основном отца. В России, несмотря на патриархальность историческую, культ предков был обращен в сторону праматери.

За несколько сот лет гипертрофированного культа предков, в Китае сложилась своеобразная религиозность по отношению к родителям. И не только к родителям. Но и к пожилым людям вообще. Иной раз почтительность принимает странные формы, непонятные европейцу. К примеру, в Китае есть поверье, что если совершить самоубийство, то болезни родителей исчезнут. И многие сыновья бросались с вершин гор, только для того чтобы избавить отца с матерью от страданий.

Современный китаец чтит родителей. Это условия соблюдается строжайше, и, если вдруг кто-то отступает от этого правила, его действия подвергаются жесточайшему общественному порицанию. Служение родителям подразумевает не только бережное отношение к ним при жизни, но и после смерти. До недавнего времени даже в самых бедных семьях были алтари предков, куда складывали жертвоприношения.

Почтительный сын после кончины родителей выполняет строго установленный ритуал.

После смерти, сын или старший родственник, трижды просит душу вернуться в тело, если мольбы так и не были услышаны покойным, то смерть признается официально. Далее идет обряд малого облачения: тело обмывают, бинтуют, кладут в рот особые семена, которые препятствуют разложению тела. По прошествии трех дней начинается обряд “большого облачения”: одевают на умершего парадную одежду, в гроб кладут самые любимые вещи. Затем приглашается шаман, который изгоняет злых духов. Так же приходят певцы и музыканты, которые исполняют любимую музыку умершего.

По традиции семья, после смерти одного из родителей, пребывает в трауре три года. В это время нельзя проводить свадьбы, отмечать дни рождений, спать желательно на циновках – то есть демонстрировать свою обездоленность всеми доступными средствами.

Все китайские праздники, так или иначе, связаны с культом предков. В Средние века было три “праздника мертвых”, в XIV веке они трансформировались в День поминовения усопших или дня Чистого света, который существует и по сей день. На данный момент, благодаря урбанизации, культ предков начинает растворяться. Что, по мнению социологов, приведет к внутреннему дисбалансу нации. Но пока, Китай является примером того, как древние традиции сохраняют целостность государства и позволяют китайскому народу двигаться дальше.

Источник: http://www.chinapro.ru