Для этого в Поднебесную приедут делегации более чем из 20 регионов северного соседа, чтобы презентовать свои возможности принимать китайских гостей. И, конечно, в течение года предполагается провести почти полторы сотни самых разных мероприятий. Среди них фестивали, концерты, демонстрации инвестпроектов в туристической отрасли, а также автопробег Москва-Пекин на китайских машинах Great Wall. В свою очередь китайцы уже готовятся к году 2013, который обозначен, как год туризма России в Китае.

Казалось, что еще может дать двум странам нынешний 2012 г. туризма КНР в России, если и без того Поднебесная продемонстрировала самый большой рост числа поездок своих граждан на территорию северного соседа, который составил беспрецедентные 48%? Динамика такова, что Китай вышел на второе место по числу туристов в России, потеснив на третье – США. Тем не менее, государства решили активизировать процесс.

Решили и решили, тем более что дело действительно хорошее. Но достаточно ли для этого лишь проведения ярмарок, концертов, да презентаций? Может нужно обратить внимание еще на что-то такое, чего со сцены и не углядишь? Недаром сегодня на Китай и его туристов обращают внимание многие страны. Что они-то успели заметить?

Ничего личного, только бизнес

Как отмечают туроператоры Новой Зеландии, ориентированные на богатых китайских туристов, те хотят роскоши. Очень важно понять, говорят они, что китайцы едут в Новую Зеландию не открывать для себя неизвестную страну, а для подтверждения своего социального статуса. В таком случае красивые декорации и приключенческий туризм не дают высокой финансовой отдачи. Вместо этого хорошо работает высокий уровень обслуживания одиночных туров, которые сегодня предпочитают состоятельные китайцы взамен недавним коллективным поездкам.

Обеспокоены привлечением китайских туристов и в США. Здесь вообще рассчитывают, что рост их численности с 2012 до 2016 года составит 274%. Причину такого развития ситуации американцы видят в стереотипе, что сложился у китайцев: “Если житель Китая не был в США, он считает, что не видел мир”. Причем отмечается, что большинство путешественников из КНР для начала выбирают групповые туры. Но набирает популярность и индивидуальный, дорогой туризм, приверженцы которого предпочитают полагаться на турагентства, работающие в Интернете. Учитывая это, американские туроператоры считают, что самым лучшим способом “ловли” таких путешественников является присутствие в ключевых китайских СМИ, а также налаживание контактов с влиятельными блогерами из КНР.

Не остается в стороне Австралия. Но и сюда состоятельные китайцы едут вовсе не для того, чтобы, к примеру, посмотреть местный животный мир. Китай и без того имеет много провинций с красивыми природными пейзажами и животными, говорят они. Состоятельных путешественников из КНР, как правило, привлекает шопинг, дегустация вин, гольф и казино для китайских туристов. Но даже не очень богатые китайцы на выезде первым делом обычно стремятся зайти в большой торговый центр и закупить подарки для всей своей семьи. Природе и диким животным традиционно остается один-два последних дня всей туристической поездки, и то, если китайцев ими очень сильно заинтересовать. Поэтому основной принцип, которым руководствуются большинство туроператоров Австралии, ориентированные на КНР, сформулирован следующим образом: “Мы должны обеспечить отдых китайским туристам таким образом, чтобы они могла хвастать о нем у себя дома”. Именно ради этого в Сиднее была запущена вторая очередь развлекательного комплекса, включающего многочисленные казино, 24 ресторана мирового уровня и отличный шопинг. Это, по мнению австралийских туроператоров есть то самое, что будет способствовать дальнейшему укреплению позиций Австралии в глазах китайских туристов.

Примерно того же мнения по отношению к состоятельным китайским путешественникам придерживается туристический бизнес Южной Кореи. Местные туроператоры планируют к 2018 г. привлекать до миллиона туристов из КНР. Этому, по их мнению, будут способствовать зимние Олимпийские Игры, стартующие в Корее в 2018 г.

Для достижения таких результатов корейцы активно внедряют несколько туристических продуктов. Среди них обмены молодежью и студентами, развитие связей между корейскими и китайскими компаниями, развитие свободного туризма и другие. Так для привлечения студентов и молодежи в качестве пилотных центров туризма определены 20 школ в четырех городах страны, с нынешних 150 до 500 расширяется сеть домашних хозяйств, готовых принимать китайскую молодежь, с 40 до 70 увеличено число мероприятий, ориентированных на туристический обмен. Транспортное обслуживание таких перемещений также входит в список приоритетных проектов корейского туристического бизнеса. Как пример, развитие стабильных авиаперевозок между корейским аэропортом Yangyang и крупными китайскими городами, включая Шанхай, Харбин, Гуанджоу и другими.

Серьезную озабоченность в увеличении роста китайского туризма испытывают на Гавайях. Здесь китайцев пока мало. Поэтому местные туроператоры буквально голову сломали, анализируя причины подобного фиаско. Казалось, все там у них есть, но нет китайцев. Почему? Выяснилось, что самым вопиющим недостатком в местном маркетинге было отсутствие интернет-сайтов на китайском языке. Эту проблему быстро исправили. Другая проблема – старение самих отелей, отсутствие торговой роскоши и так называемой ночной жизни. Последнее не сильно радует китайцев. Но дело, видимо, сдвинулось с места, так как новозеландцы полны решимости отстроить специально для этого нечто в стиле Лас-Вегаса. И, наконец, кухня. Как оказалось, до последнего времени кантонскую пищу здесь предлагал один только ресторан. Хотя и эту проблему сегодня решают. Также на Гавайях пришли к мнению, что турагентства в Китае просто не умели продавать гавайские туры, они небыли обучены этому. А раз так, то в дело пришлось вмешиваться маркетологам. После таких исследований и перестроек гавайцы считают возможным усилить присутствие у себя туристов из Китая. Ну, в самом деле, что за проблема – на Гавайях есть все кроме китайцев?

В свою очередь Сингапур подошел к делу привлечения китайцев с государственным размахом. Как сообщила в конце декабря прошлого года сингапурская газета The Straits Times государственный Совет по туризму ради такого дела организовал целую маркетинговую компанию, сосредоточенную на потребностях китайских туристов, которую запустил в Пекине. Как стало известно, основная сосредоточенность пришлась на состоятельных китайцев, которым предлагаются персонализированные маршруты с заранее оговоренными перелетами и проживанием. И в самом деле, у китайцев Сингапур и так популярен, поэтому пора бы конкретно задуматься и о люксовом сегменте турбизнеса для Поднебесной.

Среди желающих привлечь больше туристов из КНР – Вьетнам. За первую половину 2010 г. число китайцев, посетивших страну, выросло более, чем на 90% по сравнению с кризисом 2008-2009 годов. Интересный момент, вьетнамские туроператоры отмечают наличие большого числа китайцев, готовых ехать во Вьетнам эконом-классом. И это притом, что многие китайские туристы тратят больше денег, чем европейцы.

Высокие темпы роста числа китайских туристов во Вьетнаме, местные туроператоры объясняют несколькими факторами. Во-первых, большую роль сыграла хорошая реклама, которую они организовали в крупных городах Поднебесной. Во-вторых, серьезный эффект дало подписанное соглашение о сотрудничестве между туристическими компаниями и государственными структурами обеих стран. Оно предполагает трансляцию на китайском телевидении информационных программ, стимулирующих создание благоприятного имиджа Вьетнама, как прекрасного места для отдыха китайцев. Стоит сказать, что этот ход принес свои плоды. После начала этого проекта пограничные пункты на Севере Вьетнама стали отмечать рост числа китайских туристов. Росту китайского туризма способствует и хорошее обслуживание вьетнамских авиаперевозчиков. Вьетнамские авиалинии совершают до 30 рейсов в неделю в направлении Пекина, Гуаньджоу, Шанхая, Куньминя и других крупных городов КНР.

Однако и здесь существуют определенные трудности. Вьетнам не может сравниться с Бангкоком или Сингапуром в наличием крупных торговых центрах или высокого уровня медицинских услуг. Он не обеспечивает такого количества культурных достопримечательностей, как Индонезия. Также Вьетнам не может конкурировать с Япония когда дело доходит до роскоши. Тем не менее, страна по-прежнему имеет свои преимущества. Китайцы любят путешествовать в Ханой, город с уникальной культурой и историей.

Но в качестве основной проблемы в турбизнесе с Китаем вьетнамцы видят языковый барьер. В туристических компаниях Вьетнама сегодня трудно найти гидов, говорящих на китайском языке. Кроме того, туроператоры сталкиваются с трудностями в поиске людей, которые могут вести прямые переговоры с партнерами из КНР на китайском.

Хлопотное ли это дело – китайский турист

При всем этом, считается, что китайские туристы приносят с собой и значительные хлопоты. К примеру, отмечается их шумность, которую так не любят путешественники из Европы. В результате последние инстинктивно ищут другие отели и более спокойные районы, что влияет на прибыль принимающей стороны. В свою очередь, японцы с ужасом говорят о ходящих в коридорах гостиниц китайцев в пижамах, об их громких разговорах в ресторанах и замусоривании вокруг себя всего и вся. Истинность этих высказываний подтверждает и китайское государственное туристическое агентство, призывающее земляков не вызывать к себе отвращение в других странах.

Однако, не все так трагично, когда дело касается китайцев. Далеко не все считают их неопрятными. Так на страницах Straits Times один из австралийских туроператоров высказал мнение, что “с китайскими туристами, откровенно говоря, у нас меньше проблем, чем с британцами и европейцами”. Да, говорит он, китайцы могут быть немного шумными. Но надо понимать, что это является частью их культуры. В больших и просторных отелях мы обходим эту проблему, предлагая китайцам шведский стол в области, где не будет нарушен покой других туристов.

Слабый результат никому не нужен

Но, кто бы что, ни говорил, сегодня китайский турист является, пожалуй, одной из главных действующих сил, заставляющих работать туриндустрию. Так по сообщению The Financial Times в 2008 г. путешественники из КНР стали крупнейшими покупателями во Франции, обойдя представителей всех других национальностей. По данным Global Blue китайцы в 2010 г. вдвое обогнали туристов из России, которые до этого славились безрассудными тратами. Эту тенденцию подтверждает Ассоциация туризма из США, поведав о том, что китайские туристы в США тратят гораздо больше, чем гости из любой другой страны мира.

Можно еще долго перечислять плюсы и минусы присутствия китайских туристов в той или иной стране. Но факт остается фактом, туристический мир сегодня остается на плаву и меняется во многом благодаря китайцам. Очевидно, что это необходимо учитывать и во время проведения первого из двух лет российско-китайского туристического сотрудничества, старт которым будет дан 24 марта в Пекине. Учитывать, одновременно учась на достижениях и ошибках турбизнеса других стран, связавшихся с китайскими путешественниками. Ну, в самом деле, мало кто обрадуется, если межгосударственные российско-китайские соглашения в области развития туризма дадут слабый результат. Во всяком случае, расчет был не на это. Следовательно, в череде предстоящих мероприятий года туризма КНР в России важно найти место поиску действительно прорывных технологий в области российско-китайского туризма.

Источник: http://www.chinapro.ru