Константин Симонов: «В газовом вопросе на уступки Китаю мы не пойдем «

Октябрьский визит Путина в очередной раз продемонстрировал, что Россия интересна Китаю исключительно как поставщик ресурсов. Некоторые эксперты даже ту поездку и подписанные в ходе ее контракты назвали «стратегическим поражением» России. Другие говорят, что в условиях падения спроса на российские энергоресурсы со стороны Европы, сотрудничество с Китаем – единственно верное решение. Вы какого мнения придерживаетесь?

Когда мы говорим о последнем визите Путина в Китай, мы имеем ввиду газ, прежде всего. Так вот, если говорить о газе, то стратегически «Газпрому» нужно присутствовать на максимальном числе рынков, в том числе и на китайском. Другое дело, что я, например, являюсь противником экспорта ради экспорта, т.е. чтобы мы вели поставки только ради того, чтобы мы могли с гордостью говорить, что мы поставляем газ еще и в Китай. Экономическая оправданность должна быть в этом вопросе, а пока я, к сожалению, в нашем энергетическом сотрудничестве экономической оправданности не вижу, а вижу только стремление ряда российских политиков любой ценой добежать до Китая и обеспечить поставки нефти и газа. Вы говорите, что есть эксперты, которые считают, что подписанные соглашения – это поражение. Мне кажется, они не очень внимательно следили за тем, что происходило, потому что по сути дела то, что было подписано, ничем не отличается от соглашения 2007 г. Я напомню, были планы поставлять газ еще в шестом году. Тогда «Газпром» называл цифру в 68 млрд кубов газа, сейчас говорится о 70 млрд кубов газа. Так что ничего принципиально не изменилось, более того, я хочу обратить внимание, что «Газпром» официально заморозил строительство газопровода «Алтай». Я считаю это абсолютно правильным и оправданным решением в сложившейся ситуации.

Биография
Симонов Константин Васильевич – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности России.

Родился Окончил философский и экономический факультеты МГУ. Кандидат политических наук. С 1997 г. прошел путь от внештатного сотрудника до президента (с 2007 г.) Центра политической коньюнктуры России. В 2006 г. создал новую организацию — Фонд национальной энергетической безопасности. Автор первого на русском языке учебника по политическому анализу и других книг.

Родился в 1974 г. в Свердловске.

Окончил философский и экономический факультеты МГУ, факультет политической науки Московской высшей школы социальных и экономических наук, аспирантуру философского факультета МГУ.

Работал в Центре изучения институтов гражданского общества.

С 1997 г. прошел путь от внештатного сотрудника до президента (с 2007 г.) Центра политической коньюнктуры России.

В 2006 г. стал генеральным директором созданного им Фонда национальной энергетической безопасности России.

Кандидат политических наук.

Доцент кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ.

Магистр политической науки Манчестерского университета.

Автор первого на русском языке учебника по политическому анализу для вузов.

Женат.

Почему? Вы ведь сами сказали, что «Газпром» должен быть представлен на максимальном количестве рынков, в том числе и на китайском…

Да, но главным должен быть принцип равнодоходности поставок на европейский и на китайский рынки. Я принципиальный противник того, чтобы поставки в Китай велись с западно-сибирских месторождений, либо с восточно-сибирских, откуда более рентабельно поставлять газ в Европу. Так что временная приостановка строительства газопровода «Алтай» – это разумное решение. Самое главное, что мы не повторили ошибку, которую сделали с нефтью: мы не взяли денег под обязательства будущих поставок. Да, у Китая сейчас 2 трлн золотовалютных резервов. Он их предлагает многим добывающим странам, но надо всегда быть аккуратным, когда ты принимаешь подарки, потому что за эти подарки могут потребовать большое количество больших и малых услуг, а это может быть неприятным.

Выходит, то топтание на месте, которое уже не первый год наблюдается в газовом вопросе, абсолютно оправдано?

Давайте договоримся по фундаментальным вопросам – по цене, по географии поставок, по объемам, по гарантиям спроса на перспективу. Пока эти вопросы не решены, о каких поставках может идти речь? Газовый бизнес это не поставки пряников. Пока этого понимания я не вижу у российской элиты, вижу только стремление спешно договориться с Китаем, уж не знаю с какими целями, Европу шантажировать ли они и хотят или считают, что Китай наш стратегический партнер… Не знаю даже, одно понятно, никакой спешки тут быть не может, тем более, что европейский рынок уже начинает восстанавливаться и тот провал, который был в начале года, безусловно, временное явление. Стратегически газовый баланс Европы пока не бьется.

Что касается переговоров относительно цены на российский газ, кто пойдет на уступки, Россия или Китай? Вот в нефтяном вопросе, совершенно очевидно, что уступила Россия…

Ну это потому, что председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Иванович Сечин является одним из основных сторонников развития энергетического партнерства с Китаем, он сторонник того, чтобы мы шли на уступки Китаю. На мой взгляд, руководство «Газпрома» занимает более взвешенную позицию, поэтому я считаю, что в газовом вопросе на уступки Китаю мы не пойдем и это правильно.

Сейчас ведутся переговоры, тяжелые переговоры. Китай предлагает считать цену на газ на основе гронингенской системы, т.е. пытается привязать стоимость газа к альтернативным видам энергии. Нас совершенно не устраивает. Альтернативные виды топлива – это, прежде всего, бурый уголь, цена его понятна. Только уголь заменителем газа не является. Во-первых, нужно учитывать экологические свойства газа, которые гораздо выше, чем у угля, кроме того, мы не учитываем возможности применения газа как, скажем, сырья для газохимической промышленности.

Между тем, китайский эксперт в интервью ChinaPRO сказал, что если Россия будет слишком долго о цене размышлять, то может упустить китайский рынок. Из Туркменистана газопровод, например, уже строят.

В прошлом году впервые в истории Китая спрос на газ был больше уровня добычи, подобное несколькими годами ранее произошло и с нефтью, а затем, всего за несколько лет, Китай стал одним из крупнейших ее импортеров. Нечто подобное произойдет и в газовой сфере. Причем, очевидно, что никакие контракты с Австралией, Малайзией, Индонезией потребностей Китая решить не могут, там нет таких запасов, которые бы могли обеспечить растущий спрос на газ в Китае. По этим же причинам не поможет Китаю и Центральная Азия. Строительство газопровода из Туркмении это только временное локальное решение задачи. Стратегически в перспективе 30-40 лет у Китая есть только два решения – либо Россия, либо Иран. Какой выбор будет сделан, я пока затрудняюсь сказать, но его предстоит сделать.

А хватит у России ресурсов, чтобы все те обязательства, которые в соглашениях с Китаем прописаны, реализовать? Ведь в сырьевом комплексе у России не все так радужно. Скажем, после распада Советского Союза всего два новых газовых месторождения были открыты.

Запасы российского газа огромны. Это факт. Причем, я опираюсь не на российские оценки, которые всегда немного завышены. Возьмем, к примеру, BP Energy Outlook за 2008 г. и посмотрим цифру российских запасов газа. Там говорится, о 26% от мировых – это очень серьезная цифра. Так что газа у нас, конечно, хватит. Вопрос в сроках ввода этих месторождений. Но здесь решение простое: более активно будем брать иностранцев в партнеры, за счет чего эти проекты будут получать ускорение. Другого пути нет.

Китайские же компании жалуются, что Россия иностранные инвестиции в энергетические сектора своей экономики не пускает…

Это миф. Россию от иностранных инвесторов никто не закрывал, просто те законы, которые принимались, надо внимательно изучать и делать правильные выводы. Посмотрите, сейчас все новые крупные проекты реализуются в партнерстве с иностранными компаниями. Сахалин – это Shell и японские компания. Shtokman – это «СтатойлГидро» и «Тоталь. Россия нуждается и в деньгах, нуждается и в технологиях. На востоке большое количество месторождений, с большими запасами. Если китайцы действительно готовы вкладывать деньги и приносить технологии, они могут это делать. Другое дело, что никто им не скажет – вот вам месторождение, добывайте, делайте, что хотите, это все ваше. Они будут лишь миноритарными партнерами. Это означает, что контрольный пакет все равно будет у российских компаний, и поставки будут вестись совместными предприятиями с мажоритарным участием российской стороны. Китайцы должны помнить о том, что такое участие. Это не сбор вершков, это не сбор сладких конфеток и сливок, это большие инвестиции в сложные проекты.. Кстати, что касается китайских компаний, они очень странно в России работают. Я знаю в Москве офисы всех западных компаний, они публичны, открыты. А теперь назовите мне, где сидят китайские компании? Иногда встречаешь людей на конференциях, однако они очень неохотно дают телефоны. Такое ощущение создается, что китайские компании находятся в Москве на каком-то подпольном положении и ведут какую-то полуподпольную работу. Почему так происходит для меня большая загадка. Думаю, им надо быть более открытыми, публичными, цивилизованными, тогда успех будет колоссальным.

Источник: http://www.chinapro.ru