В целом, объем импорта текстильных изделий за год (июль 2010-го к июлю 2009-го), согласно Росстату, вырос весьма значительно, в особенности это касается одежды: на трикотаж – почти на 76%, на текстильную одежду – на 70%, на хлопок – на 64,4%, на готовые текстильные изделия (в т.ч. домашний текстиль) – на 40%. Импорт растет семимильными, тогда как производство одежды в России продолжает “съеживаться”. Все производственные мощности российских компаний по пошиву одежды расположены преимущественно в Китае, реже – в Белоруссии и среднеазиатских республиках. Внутри России в основном занимаются дистрибуцией одежды, развивают собственную сетевую торговлю. Здесь находятся департаменты продаж, маркетинга, логистические службы… Другое дело – домашний текстиль. По данным компании “АМИКО”, порядка 82% российского рынка постельного белья приходится на отечественных производителей. Процент сделанных в России подушек и одеял, из-за логистических и таможенных особенностей, еще выше. Текстиль для кухни, как правило, ввозится из Китая и Белоруссии, а полотенца и халаты – из Китая, Пакистана и Турции. По данным Росстата, в июне и июле продажи верхней одежды в России падали на 1,5% и 8,6% соответственно при небольшом росте складских запасов (с 47 до 49 дней). Это связано, прежде всего, с сезонным фактором и жарой. Цены на одежду и белье, согласно Росстату, с начала года выросли на 3%, за год – на 7,9%, а на трикотажные изделия – на 3,2% и 8,6% соответственно. Цифры роста на готовые изделия выглядят достаточно логично. С момента закупки сырья до появления готового изделия на прилавках проходит, в среднем, до полугода, плюс запасы готовых изделий на складах, уровень конкуренции и сезонное снижение спроса. Отсюда и небольшие отклонения по цене.

В сетях

Что касается розничной торговли, то здесь, в отличие от отечественного производства, все наоборот. Специализированные сети домашнего текстиля развиты крайне незначительно. Исторически текстиль для дома большинством населения воспринимается как попутное или импульсное приобретение. Иными словами, решение о покупке полотенца, постельного белья или одеяла принимается уже непосредственно в магазине. К настоящим федеральным сетям домашнего текстиля можно отнести, пожалуй, только две: “Бельпостель” (155 магазинов) и DM – “Донецкая мануфактура” (33 магазина). Существуют и более мелкие региональные сети, предлагающие домашний текстиль и сопутствующие товары (в Санкт-Петербурге это, например, “Модница”, “Приданое”). Большая часть домашнего текстиля в мегаполисах продается в крупных сетях гипермаркетов, супермаркетов и дискаунтеров, в городах с населением менее одного миллиона – на рынках и в магазинах. По словам заместителя директора сети салонов домашнего текстиля “Приданое” Елены Яковлевой, там продаются полотенца и кухонные принадлежности китайского производства. “Цены на свою продукцию мы пока не поднимали, хотя предложения от поставщиков по более высокой стоимости уже поступали. Все входящие цены были зафиксированы в начале года и не претерпели изменений. Менять ассортимент мы тоже пока не предполагаем. Даже несмотря на рост стоимости натуральных тканей”, – отметила Елена Яковлева. В “Северных Узорах” также заявили, что в ассортименте готовой продукции пропорция между синтетикой и хлопком останется без изменений (в пользу последнего).

В сегменте одежды, наоборот, основную долю оборота делают специализированные сети с четко выстроенным ассортиментом и регулярной сменой коллекций. По данным компании “Маркетинг плюс”, наибольшую часть в структуре розничной торговли одеждой в специализированных магазинах занимает Центральный ФО (67,3%), на Москву приходится больше половины от этой цифры. Санкт-Петербург отхватил 15%. Лидером по количеству магазинов среди российских компаний розничной торговли одеждой остается Sela. С учетом точек, открытых по франчайзингу, сеть насчитывает порядка 570 магазинов, 440 из которых расположены в России. На второй позиции OGGI (OODJI) – 297 торговых точек (258 в России), замыкают тройку Gloria Jeans и Gee Jay – около 250 магазинов. Восемь из десяти лидеров производят свою продукцию в Китае. Это и Sela, и OGGI, и ОАО “Мэлон Фэшн Групп” (бренды Befree, Zarina, Love Republic), и Insity, и Savage. Редким исключением из правил являются Gloria Jeans и Gee Jay: одежда для этих сетей шьется на 11 фабриках юга России. По оценке экспертов, себестоимость пошива одежды в России по-прежнему на 60–70% выше, чем в Китае. Поэтому говорить о коренном изменении ситуации в сторону увеличения производства одежды внутри России без жесткого вмешательства правительства страны в ближайшее время не приходится.

В сухом остатке

Несмотря на значительный рост мировых цен на хлопок и общий экономический кризис, Китай продолжает наращивать экспортные мощности на российском направлении. Вследствие объединения экономического пространства между Белоруссией, Россией и Казахстаном часть производств (по мнению экспертов – до 10%) может быть перенесена к нашим соседям. Однако это не окажет существенного влияния на объемы экспорта китайской продукции. То же самое касается и тканей. Если в ближайшее время таможенные ставки на эту продукцию не вырастут, доля китайских легких тканей в общем российском обороте только вырастет. Так что доминирующее положение Китая на текстильном рынке России, похоже, сохранится.

Источник: http://www.chinapro.ru