Китайскими роботами и плюшевыми медвядями играют миллионы детей по всему миру. За Китаем прочно закрепилась слава мировой фабрики игрушек. Однако последний год принес китайской экономике немало испытаний. На рынке игрушек КНР разгорелись недетские страсти. Неужели пришло время задуматься, чем будут играть дети мира в будущем?

Производство

Представленный на мировом рынке ассортимент игрушек впечатляет: сотни тысяч наименований – от классических пупсов до собачек-роботов, способных запоминать команды и узнавать голос хозяина. По статистике, 75% игрушек, представленных на мировом рынке, произведены в Китае.

Широкий ассортимент продукции и низкая себестоимость – два ключевых фактора, позволивших КНР стать фактическим монополистом на мировом рынке игрушек. Компании с мировыми брендами, такие как Mattel, Hasbro и Disney частично перенесли свои производства в Китай.

Объем выпуска игрушек в Китае неуклонно растет. С 2006 по 2008 годы этот показатель увеличился на 15,3%. Несмотря на волну скандалов, потрясших отрасль в последние несколько лет, Китай уверенно держит лидерство на этом рынке.

Объем производства на мировом рынке игрушек в 2006–2008 годах, $ млн


Источник: Международный совет индустрии игрушек



Источник: Международный совет индустрии игрушек

В 2008 году китайские производители игрушек столкнулись с серьезными проблемами: ростом издержек на расходные материалы и рабочую силу, колебаниями курса юаня, удорожанием лабораторных проверок в странах-импортерах. По сравнению с 2006 годом себестоимость производства выросла на 15%. Ситуацию обострил финансовый кризис. Из-за снижения спроса на игрушки как на внутреннем, так и на внешнем рынке в отрасли возрастает количество убыточных предприятий. Падают темпы производства. В 2008 году в Китае действовало порядка 8 000 специализированных предприятий по производству игрушек, из которых около 3 890 (48,6% от общего числа) производили продукцию на экспорт. Это на 48% меньше, чем в 2007 году. В целом объем произведенной продукции в отрасли в 2008 году составил более $54,8 млрд, что на 5,8% выше показателей 2007 года. 59% всех выпускаемых игрушек составили мягкие и пластмассовые.



Источник: Ассоциация игрушек Китая

Ассортимент китайской продукции в настоящее время не вполне соответствует требованиям рынка. Сейчас в мире пользуются спросом технологичные игрушки с высокой добавленной стоимостью, в частности интерактивные интеллектуальные игрушки и hi-tech-игрушки. На рынках Европы и США их доля составляет более 50%, в товарной структуре китайских производителей – менее 30%. Одним из основных поставщиков «умных» игрушек по-прежнему остается Япония, которая обладает необходимой для этого высокотехнологичной и научной базой.

Доля китайских предприятий, производящих игрушки под собственным брендом, составляет менее 10%. На фоне многочисленных скандалов, связанных с качеством китайских игрушек, производителям невыгодно выпускать игрушки под собственной маркой. Это требует значительных инвестиций, во-первых, в разработку собственного бренда и дизайна, во-вторых, в создание положительной репутации национальной торговой марки. Большинство предприятий Китая выпускает игрушки под западными брендами. Не обладая высокотехнологичной базой, китайские производители вынуждены выпускать игрушки с низкой добавленной стоимостью. Кроме того, для привлечения западных компаний производители Китая вынуждены сводить до минимума конечную стоимость. Например, цена куклы Barbie, экспортируемой из КНР в США, составляет $9,9, а прибыль производителя – всего $0,35.

Продукция большинства китайских производителей, входящих в список крупнейших предприятий отрасли, идет на экспорт. Например, компании Hutchison Harbour Ring и Wynnewood Toys производят продукцию для корпорации Disney, а компания Jetta выпускает куклы Barbie для компании Mattel. При этом крупные игроки также подверглись влиянию кризиса. В частности, компания Dongguan Guanyue Toy (№ 6 в рейтинге ведущих производителей) из-за отсутствия заказов от западных компаний к концу 2008 года оказалась на грани банкротства.

Рейтинг китайских производителей игрушек


Источник: Международный совет индустрии игрушек

Источник: http://www.chinapro.ru