В первой половине 2009 г. тенденция снижения объема и стоимости экспортных поставок обуви продолжилась. Этому послужили международный финансовый кризис, а также антидемпинговая политика со стороны Евросоюза и Перу, закрытие Черкизовского рынка в Москве и ряд других причин, в результате чего спрос на китайскую обувь значительно сократился. В итоге снижение происходило даже более высокими темпами, чем в последние месяцы 2008 г. В июне была зафиксирована самая низкая стоимость экспорта за последние десять лет. Тем не менее, этот же месяц ознаменовался и некоторым замедлением снижения экспортных показателей.

Всего в первой половине 2009 г. Китай в общей сложности экспортировал 3769 млн пар обуви на $12 050 млрд, что соответственно на 7,9 и 5,6 % меньше, чем за аналогичный период 2008 г.

Резина, пластик и тряпка

В первые шесть месяцев 2009 г. Китай экспортировал главным образом резиновую и пластиковую обувь. Структура экспорта не отличалась от предыдущих лет. На данную экспортную статью за полгода пришлось более 60% от общего объема поставок китайской обуви за рубеж и более 40% их стоимости. Средняя экспортная цена одной пары составила $2,2, снизившись по сравнению с первой половиной 2008 года на 2,4%.

Традиционно на втором месте по популярности – тряпичная обувь, на которую приходится 17% обувного экспорта из КНР. Средняя цена одной такой пары в этом году увеличилась на 10,2% и составила $3. Третья позиция закрепилась за кожаной обувью по цене $8,9 за пару (рост за год – 14,8%).


*Данные на июнь 2009 г.

Источник: Китайская информационная сеть кожевенной и обувной промышленности

Курс на Африку, Азию и Ближний Восток

В 2009-м продолжила набирать силу наметившаяся годом ранее тенденция снижения объемов экспорта государственных предприятий (к тому же сознательно переориентирующих свою деятельность на увеличение внутреннего спроса и продаж) и увеличение объемов поставок частными компаниями. Так, за шесть месяцев текущего года объем экспорта китайских частных предприятий увеличился на 0,9%, составив 1,75 млрд пар обуви (54,9% от общего китайского обувного экспорта), этот показатель у государственных предприятий снизился на 19,6% (до 490 млн пар), а у компаний с иностранным капиталом сократился на 50% (до 790 млн пар) за период с января по июнь.

Основными импортерами китайской обуви сегодня являются США, страны ЕС и Африки. При этом на фоне снижения поставок обуви в США, страны Евросоюза и Россию наметился рост экспорта в страны Африки, АСЕАН и Ближнего Востока. Известно, что за пять месяцев 2009 г. Китай экспортировал 750 млн пар обуви в США (на 15,2% меньше, чем за такой же период 2008 года) – это 23,4% от общего объема экспорта китайской обуви. В страны Евросоюза – 570 млн пар обуви (на 9,9% меньше) – 18% от общего объема экспорта, в Африку – 420 млн пар (доля в общих поставках – 13%). Объем экспорта в последнем направлении увеличился по сравнению с первыми месяцами прошлого года на 30,5%. В основном (более 80%) в африканские страны из Китая поставляется недорогая резиновая и пластиковая обувь. В период с января по май текущего года туда было экспортировано 350 млн пар, что оказалось на 41,2% больше, чем за аналогичный период 2008-го. Средняя экспортная цена за одну пару составила всего $1 (на 16,5% меньше, чем в 2008 году).

Карта экспорта

Лидерами в экспорте обуви среди китайских провинций по-прежнему остаются Гуандун, Фуцзянь и Чжэцзян – на них приходится соответственно 37; 20,6 и 14,7 % общего объема поставок из Китая. Вместе с тем, под влиянием финансового кризиса и антидемпинговых мер, предпринимаемых рядом стран, темп роста экспорта существенно замедлился: за шесть месяцев 2009 г. из провинции Гуандун в общей сложности было вывезено 1650 млн пар обуви – это лишь на 1,02% больше по сравнению с тем же периодом 2008 года. Одновременно экспортная стоимость снизилась на 4,7%, составив $4720 млн, средняя экспортная цена одной пары – на 5,8%, составив $2,9. Тем не менее, в последнее время можно наблюдать некоторое «потепление» конъюнктуры – уже в июне 2009 г. средняя экспортная цена за одну пару обуви поднялась до $3,1 (хоть это на 1,9% и ниже, чем в том же месяце прошлого года). В провинции Фуцзянь стоимость экспортированной обуви увеличилась на 3,7% – до $2627 млн, в провинции Чжэцзян – уменьшилась на 3,1%, до $1880 млн.

Источник: http://www.chinapro.ru