Начиная с 1985 г., китайское правительство предпринимает ряд шагов по урегулированию ставки возврата экспортного налога. Подобные преференции оказали благотворное влияние на развитие отрасли, позволив снизить экспортные цены на продукцию и сделав китайских производителей конкурентоспособными на зарубежных рынках. Однако в 2006 г., вследствие повышения скорости производства и растущего избытка товаров, ставка возврата экспортного НДС впервые была резко снижена, что практически моментально привело к росту экспортных цен. В 2007 г. средняя экспортная цена на китайскую сантехнику увеличилась по сравнению с 2006-м на 7% и составила $13,32 за единицу продукции, в 2008 г.– поднялась еще на 8,6%, до $14,46. Вкупе с растущей конкуренцией, а также колебаниями валютных курсов и ростом стоимости сырья и рабочей силы прибыль китайских предприятий-производителей стала существенно падать.

Изменения ставки возврата экспортного НДС в Китае, 1985–2009 гг.

Источник: Китайская ассоциация производителей строительной керамики и санитарной техники

Под влиянием финансового кризиса спрос развитых стран на сантехнику из Китая существенно упал. Поставки в страны Евросоюза, США и Японию снизились как минимум на 40%. Чтобы пережить кризис, производители Китая под эгидой Китайской керамической промышленной ассоциации обратились к правительству с просьбой увеличить ставку возврата НДС. В результате в апреле 2009 г. она была повышена с 5% до 9%. Уже во второй половине года экспортная картина стала выправляться, темпы падения объемов экспорта значительно снизились, хотя достичь предкризисных показателей производителям пока не удается. Согласно статистике Главного таможенного управления КНР, в 2009 г. из Китая было экспортировано 47,83 млн товарных единиц сантехники (почти на 15,5% меньше, чем в 2008-м), в стоимостном выражении показатель составил $667,7 млн (падение на 18,4%).

Крупнейшим поставщиком сантехники за рубеж является провинция Гуандун. В 2009 г. отсюда было экспортировано сантехники на $233,12 млн (по сравнению с 2008-м падение составило 21,9%) – это 34,9% от всего китайского экспорта данного вида продукции. Второе место удерживает провинция Фуцзянь со стоимостью экспорта в $51,08 млн (7,7% от общей стоимости производства и на 4,6% меньше, чем в 2008 году), третье – за Шанхаем, отправившим за границу сантехники на сумму $50,75 млн (7,6% от общего производства).

Экспорт сантехники из Китая, 2000–2009 гг.

Источник: Главное таможенное управление КНР

В настоящее время сантехника из Китая экспортируется в 193 страны. Крупнейшими потребителями китайской продукции являются США и страны Евросоюза – на них приходится около половины поставок. По результатам прошлого года, в США было отправлено сантехники на сумму в $203,52 млн (это на 21,7% меньше, чем в 2008 г.), в Евросоюз – на $126,9 млн (меньше на 12,5%).

Поставки в Россию характеризуются более скромными показателями. По итогам 2008 г., Россия была на шестом месте по объемам закупок китайской продукции. Международный финансовый кризис сказался и на спросе на сантехнику. В 2009 г. общая сумма экспорта китайской сантехники в РФ снизилась на 68,8% , т.е. до $7,68 млн. В основном, в нашу страну идет продукция из города Таншань (провинция Хэбэй).

Основные направления экспорта китайской сантехники, 2008–2009 гг.
2008 г.


2009 г.*


* С 2009 г. измерение объемов производства сантехники в КНР было изменено с единиц товара на кг

Источник: Главное таможенное управление КНР

Продолжение следует

Источник: http://www.chinapro.ru