Волна массового исхода сельского населения в города была порождена реформой сельского хозяйства КНР на рубеже 70-х – 80-х годов ХХ века. Сущность этой реформы (первого детища Дэн Сяопина) сводилась к переводу китайской деревни от натурального хозяйства к товарному в относительно сжатые сроки. Упорядочение административной структуры на селе, повсеместное введение практики семейного и подворного подрядов, что, по мнению авторов реформ, должно было привести к появлению материальной заинтересованности крестьян в своем труде и товарной специализации, на деле обернулись весьма плачевными результатами. Так к середине 1980-х был достигнут значительный рост производства сельхозпродукции, впервые в своей истории КНР располагала излишками зерна. Однако неизбежным следствием реформы стало появление огромного количества свободных рабочих рук в аграрном секторе экономики. В новой модернизирующейся деревне для этих людей, преимущественно молодых и необразованных, уже не было места. А город, где на тот момент реформы имели не системный характер, а представляли собой ряд отдельных экспериментов, еще не мог поглотить эти излишки рабочей силы. Развитие промышленного производства и транспортной сферы на селе ослабляло этот процесс, но остановить его уже не могло.
Вторая половина 1980-х – начало структурных преобразований в городе, введение подряда на предприятиях госсектора, реформа цен и перемены в системе управления экономикой. Поэтапный, сопряженный со многими трудностями переход к рыночной модели был в целом завершен в конце 90-х годов. В результате страна стала одним из мировых лидеров во многих отраслях промышленного производства, привлекательным объектом инвестирования зарубежного капитала. Однако экономическая эффективность досталась дорогой ценой. Наиболее острой проблемой в годы реформ, наряду с засильем коррупции, стала растущая дифференциация доходов населения. За сравнительно короткий период в Китае сформировался слой людей с высокими и сверхвысокими доходами — «новые китайцы». А на другом имущественном полюсе оказалась огромная армия маргиналов, преимущественно мигрантов из сельской местности, частично и бывших рабочих нерентабельных госпредприятий, ликвидированных в 1990-е годы.
Те Нин |
Уже в своем раннем рассказе «Похороны» Те Нин указывает на зарождение подобных настроений в деревне, она показывает, каким образом это может отразиться на состояние страны в целом, если все вдруг начнут стремительно мигрировать в город. Писательница критикует желание деревенской девушки Дуор, мечтающей устроиться работать на завод в городе. Те Нин объясняет это, прежде всего, тем, что не всеми людьми, желающими перебраться в город движут высокие намерения, иногда многие просто хотят бежать от действительности, попадая в еще более бедственное положение, они становятся людьми «второго класса». Только сохранение четких нравственных ориентиров способно помочь крестьянам сблизиться с городом, найти свое мест в жизни. В рассказе «История юной Хуанми» Те Нин повествует о молодой крестьянке, вырвавшейся из бедности и убогости своего родного села. При этом единственный возможный способ закрепиться в городе, как она считает, — пренебрежение моральными ценностями. Она устраивается официанткой в кафе у обочины и начинает торговать собой, постепенно становясь в ряды маргиналов, отвергнутых обществом. Те Нин не ставит в своем творчестве задачу осудить всех мигрантов, она понимает что, в жизни могут сложиться всякие обстоятельства, однако она твердо стоит на той позиции, что человек должен во всех своих действиях руководствоваться общепринятыми нормами. Писательница подчеркивает, что у каждого человека есть свое определенное назначение в мире, выше которого не прыгнешь. Так она описывает это в другом свое рассказе «Одиночество Чанъэ», где главная героиня Чанъэ становится полноправным городским жителем только тогда, когда начинает свой собственный бизнес вместе с любимым человеком, таким же выходцем из деревни как она, но не тогда когда выходит замуж за писателя, для которого она остается, по сути, бесправной служанкой. У героини хватает сил и мужества порвать с прошлым и начать все заново, несмотря на наличие материальных выгод.
Также сочувственно относится Те Нин к своим ровесникам, прошедшим закалку в деревне в годы «культурной революции», и не сумевшим впоследствии опят перебраться в город после ее завершения. В основном это связано с порожденной эпохой массовой безынициативности и неумением мыслить самостоятельно, вне лозунгов и стереотипов.
Ярким примером аморфности молодого поколения является главная героиня повести «Дорога сельская, ведущая меня домой» Ее.
Очутившись в деревне в годы «культурной революции» Ее всю дорогу плывет по течению, подчиняясь воле начальства, она выходит замуж, идя на поводу у компании «пускания корней», «она привыкла подчиняться руководящим установкам, поэтому даже свою личную жизнь она отдает под управление начальству». Но вот, «культурная революция» заканчивается, а с нею и все кампании. Неожиданно умирает и муж Ее, этим освобождая ее от необходимости оставаться в деревне. Вот тут-то и наступает время самостоятельности, и героиня впервые начинает ставить перед собой вопросы: Оставаться ли в деревне или уезжать? Ее, продолжает жить в деревне и становится полноценным деревенским жителем. Постепенно она начинает получать удовлетворение от работы, которую выполняет и встречает свою первую, настоящую любовь. Таким образом, Те Нин подчеркивает необходимость для современного человека самостоятельно управлять своей судьбой.
Источник: http://www.chinapro.ru