Когда вы покупаете очередную обновку с лейблом Made in China, Китай становится немного богаче: каждый пятый юань в копилку китайского бюджета поступает благодаря текстильной промышленности

Итальянские ли Prada, Armani, Gucci, французские ли Cacharel, Promod, Naf Naf, немецкая ли Hugo Boss – большинство брендовой одежды, как, впрочем, и той, что не может похвастаться узнаваемым фирменным стилем, шьется китайскими портными, благодаря чему за Китаем закрепился статус мирового ателье. Однако, как показывает практика, у Поднебесной появились серьезные конкуренты, которые грозят перехватить заказы.

Текстильный путь Китая
История текстильной отрасли Китая восходит к династии Ся (2070–1600 годы до н.э.), именно тогда в стране были заложены основы производства одежды из шелка, льна, кожи и меха. Экспорт продукции из Китая начался во II веке до н.э., еще во времена функционирования Великого шелкового пути. Основными направлениями были Индия и страны Средней Азии. Именно в этот период текстильная отрасль Китая переняла различные элементы дизайна других стран и вошла в период расцвета.

В XX веке, в период окончательного краха феодального строя, антияпонской войны и становления нового Китая, развитие текстильной отрасли было приостановлено – одежда не отличалась современным и модным дизайном и экспортировалась преимущественно в африканские страны.

После 1990 года в Китае стали появляться западные производители, которые дали текстильной отрасли КНР вторую жизнь.

Глобализация и, как следствие, перемещение трудоемкого производства из Европы и Америки в развивающиеся страны способствовали становлению этой отрасли в странах Юго-Восточной и Средней Азии. Основные производственные базы дислоцируются в Индии, Турции, Вьетнаме, Малайзии и, конечно, Китае, доля текстильной промышленности в общем объеме ВВП которого превышает 11,5%. Отчисления от текстильной отрасли и производства одежды позволяют КНР формировать до 15–20% бюджета.

На территории Китая действует около 50 000 предприятий по производству различных предметов одежды. В большинстве своем это небольшие фабрики, часто относящиеся к так называемому семейному бизнесу. Всего в Поднебесной 14 300 компаний, это государственные и частные предприятия, ежегодный объем продаж которых превышает 5 млн юаней ($0,74 млн).

Крупнейшим центром по пошиву одежды считается провинция Гуандун, которая производит 1/4 от общего объема текстильной продукции в Китае. В 2008 году на ее территории было расположено более 2770 профильных предприятий. Из 29 городов, признанных Китайской ассоциацией текстильной промышленности центрами производства одежды в стране, 22 расположены на территории провинции Гуандун.

Из 100 производителей в Китае только у 30 есть зарегистрированная торговая марка. По официальной статистике, сейчас в отрасли их более 200 000, однако фактически половина не используется. Более 60% производителей текстильной промышленности в Китае представляют OEM-марки.

Одежда на экспорт

Более 64% производимой в Китае одежды идет на экспорт. В 2008 году показатель был стабильным и составил $119,79 млрд. Однако, по сравнению с показателем 2007 года, его объемы выросли незначительно – всего на 4,1%. Это говорит о падении темпов роста на 17% в год. В количественном отношении в 2008-м объем экспорта одежды составил 29,552 млрд изделий – лишь на 0,91% выше, чем годом ранее. Пик экспорта был зафиксирован в августе.

Основные направления китайского экспорта

Источник: годовой отчет Китайской ассоциации производителей одежды

Основные направления экспорта китайской одежды

Источник: годовой отчет Китайской ассоциации производителей одежды

Лидеры экспорта тканевой одежды в 2008 г.

Источник: годовой отчет Китайской ассоциации производителей одежды

Лидеры экспорта вязаной одежды в 2008 г.

Источник: годовой отчет Китайской ассоциации производителей одежды

Конкуренты догоняют

За Китаем прочно закрепился статус производственной мастерской мира. Сформировалось мнение, что в Китае низкий уровень производственных затрат. Но, как показывает мировая практика, ситуация постепенно меняется. В настоящее время затраты на рабочую силу во Вьетнаме, Бангладеше, Пакистане и ряде других азиатских стран ниже, чем в КНР.

Попытки сократить затраты на рабочую силу путем перемещения производственной базы во внутренние районы страны, где труд рабочих дешевле, ведут к росту транспортных издержек – доставка готовой продукции до порта.

В мировой торговле одеждой у Китая появились явные конкуренты. Это Вьетнам, Бангладеш, Турция, Камбоджа, а также Индия, Пакистан и Шри-Ланка.

Вьетнам

По оценкам многих экспертов, потенциально это наиболее сильный конкурент Китая. В период с января по сентябрь экспорт продукции из Вьетнама вырос почти на 22% – с $3,3 до $4,08 млрд. Сейчас Вьетнам находится на втором месте после Китая по объему экспорта одежды в США.

Бангладеш

Производственные мощности страны работают на пределе. За прошедший год страна продемонстрировала почти на 45%-й рост объема экспорта текстильной продукции, при этом крупнейшие предприятия страны практически полностью переориентировали свое производство на внешний рынок.

Турция

Экспорт текстиля из Турции не показал столь значительного роста. В связи с кризисом на юго-востоке страны закрылось почти 50% производств. Однако отмечается рост заказов со стороны стран Евросоюза.

Камбоджа

По словам премьер-министра Хун Сена, в 2008 году в стране закрылось около 35 швейных фабрик. Однако это не повлияет ни на заказы,, ни на объем экспорта текстильной продукции.

Таким образом, свои позиции на мировой арене укрепляют развивающиеся страны с явным преимуществом в более низкой себестоимости рабочей силы и наличием специальных льгот в отношении импортных пошлин со стороны развитых западных стран. Таким образом, с выходом новых игроков позиции Китая слабеют.

Что произойдет с колоссальными производственными инфраструктурами Китая, которые были изначально созданы для удовлетворения астрономического мирового спроса, когда они столкнутся с резким его падением, пока невозможно спрогнозировать.

/Продолжение следует/

Источник: http://www.chinapro.ru