Тема деревни проходит лейтмотивом через всю творческую биографию Те Нин. Практически в каждых повести и рассказе писательница, так или иначе, пишет о деревне.
В своих рассказах Те Нин пишет о «грамотной молодежи», сопоставляя ее с коренным деревенским населением. Сама Те Нин в годы «культурной революции» несколько лет провела в Китае, что несомненно оказало очень сильное влияние на ее творчество.
Рассмотрим два подхода писательницы к отражению ситуации в деревне – один ее собственный, субъективный, и другой — взгляд ангажированный, продиктованный политическим курсом станы. Первые ее произведения о деревне были написаны в промежуток между 1975-1978 гг. – годы, которые Те Нин провела в производственной бригаде в деревне. Именно ее относили к категории «образованной молодежи», сама же она называла себя «писателем». В те годы началась ее литературная карьера. Она пишет подряд сразу несколько коротких рассказов — «Ночная дорога», «Похороны», «Не желанный подарок»….. «Те Нин питает к деревенской жизни возвышенные чувства и тайное волнение», — пишет авторитетный китайский критик Хэ Шаоцзюнь. Учитывая то, что она добровольно поехала в деревню, можно утверждать, что в те годы она была проводником государственной политики, а ее произведения – образцом агитационных программ того времени. Несмотря на то, что политическая неразбериха внутри системы вела как минимум к подшучиванию над социальным положением приезжих, а нередко и к их прямому третированию местными, Те Нин не встала в оппозицию крестьянству, а пыталась найти способ решения путем проявления гибкости в данной ситуации. Отсюда оптимизм ее первых произведений. Интересно, что политическая лояльность не мешает писательнице живописать окружающую ее реальность. Избегая открытой критики, Те Нин описывает крестьянский рацион – многие в деревне не знают, что такое лапша. Несмотря на столь бедственное положение, писательница верит в будущее страны, а оно представляется Те Нин через призму деревни, традиционного общества, через коллективное событие и братство, как в рассказе «Ночная дорога», который рассказывает о выборе, который предстояло сделать ровесникам Те Нин после завершения «культурной революции». Главная героиня рассказа деревенская девочка Жунцяо – трудолюбивая, способная на самопожертвование ради близких, обладающая всеми традиционными добродетелями. Своей самостоятельностью, совершенными поступками она отбрасывает старую формулу – «классовое происхождение решает все». Итак, несмотря на непростую деревенскую жизнь, Те Нин стремится зародить в читателях оптимизм. Поэтому в рассказе «Ах, Сянсюэ», написанном уже после осмысления писательницей опыта жизни и работы в деревне, она не пишет об острых противоречий и столкновениях. Повествование ведется непринужденно, отсюда положительные эмоции у читателей, вера в будущее.
Все с тем же оптимизмом Те Нин пишет рассказ «Беременная женщина и корова» в 1992 г., вышедший в свет после обличительного романа «Врата из роз». Тем самым она пытается успокоить своего читателя, «разрешить его вопросы», ее рассказы становятся панацеей для общества. Те Нин как будто бы выполняет «социальный заказ» – создает произведение о радостях жизни, о красоте деревни, в котором все кажется приторно позитивным, и это после столь нашумевшего романа «Врата из роз», в котором писательница так явно обнажает все пороки современного общества.
Совсем другой предстала в ее творчестве деревня в рассказе «Пшеничные стога», написанным в одно время с романом «Врата из роз». В нем, с одной стороны, деревня предстает этакой идиллией, близкой к природе и далекой от цивилизации (это позволяет лучше сохранить традиции и предоставляет больше возможностей для развитии и формирования личности), а с другой — писательница отлично отражает суть крестьянских взаимоотношений на примере двух деревень.
Те Нин показывает, как ограниченно власть может повлиять на человека, находящегося в отдалении от правительственных центров. В личной жизни и в отношениях со своими близкими крестьяне продолжают руководствоваться простыми житейскими принципами и традициями, формировавшимися на протяжении поколений. В повести «Пшеничные стога» деревенский народ предстает перед читателем веселым и добродушным, где каждый человек превыше всего ставит традиционные ценности, так, например, невзирая на нищету, никогда не откажет в ночлеге путнику, способность быть щедрым по отношению к соседям и друзьям. Так жители деревни Дуань, заказав и оплатив показ кинофильма в собственной деревне, пригласили посмотреть кино всю соседнюю деревню. Те Нин делает акцент на том, что в деревне нет никакой отчужденности между людьми – то, чем заражен город. Природные катаклизмы и бедность только сплачивают людей, а не озлобляют их. Эти качества и моральные ценности автор ставит превыше всего – это главное для создания гармоничного и самодостаточного общества. Слова «равенство» и «братство» отнюдь не пустой звук для жителей деревни Дуань. Люди превыше всего ставят общечеловеческое, а отнюдь не классовое. Так, например жители деревни Дуань практически в полном составе собрались в доме бывшего «кулака» Сяо Чи, чтобы защитить его и его жену от сотрудников комитета общественной безопасности. Деревня для Те Нин — источник нескончаемого вдохновения и оплот оптимизма.
Источник: http://www.chinapro.ru