Две причины расточительства

Сегодня многие уже осознали, что лучше заменить традиционные «лампочки Ильича» на энергосберегающие, которые могут сэкономить до 80% электроэнергии. Однако реальных шагов по такому перевооружению отчего-то не происходит. В связи с этим можно отметить две причины, не позволяющие сподвигнуть население на массовую замену ламп. Первая – высокая стоимость так называемой фирменной продукции. Вторая – страшилки о том, что все лампы изготавливаются в Китае, а там, как гласит молва, качества нет, и не предвидится. Проблемы дороговизны можно подтвердить, чуть скорректировав известную поговорку применительно к среднему уровню доходов населения: «Бедный платит дважды». После этого все становится на свои места, потому как многие сейчас не хотят переплачивать за некую призрачную экономию, которую можно ощутить через год.

Качество и в Китае качество

Относительно качества и Китая нужно говорить отдельно и более подробно, потому как в реальности все относящееся к этим категориям слишком уж напоминает организованную травлю со стороны брендов.

Для начала стоит обратить внимание на тот факт, что в основном на российском рынке энергосберегающих ламп представлена продукция зарубежных производителей, то есть, тех же брендов. По словам представителя компании «Световые технологии» Григория Барышникова, 90% рынка оккупируют три мировых производителя: Osram, Philips и General Electric. Однако в последнее время появилось большое количество продукции, выпущенной в Китае. Так на большинстве ламп от General Electric (GE), Osram, Wolta, Philips, Nakai, Pila, Zeon, Electrum, Volta (Iskra), Космос, DeLuxe, Kanlux, SunLuxe написано «Maid in China» или «Made in R.P.C.». Тот же Philips выигрывает из-за объемов производства и многочисленных заводов по всему миру. Поэтому энергосберегающие лампы Philips есть и китайские, и польские, и нидерландские. Pila производит свои лампы по лицензии Philips. Компания польская, а производство находится в Китае.

В ходу теперь и совсем неизвестные производители из Поднебесной, в основном базирующиеся в зонах свободной торговли типа Шэньчжэнь. Как раз их то продукция и считается менее надежной, но при этом однозначно более дешевой. Так розничные цены фирменных и чисто китайских ламп отличаются более чем в пять раз – 250 против 40 руб. При этом в дальнейшем доля китайской продукции будет только расти, ведь производители из Поднебесной делают ставку на массовый сегмент и постоянно расширяют ассортимент. В среднем российский рынок энергосберегающих источников света ежегодно увеличивается вдвое, а каждые два-три месяца на рынок выводятся новые бренды энергосберегающих ламп – утверждает представитель компании Osram на Северо-Западе, Роман Бабыкин.

Однобокие мифы

Тем не менее, критика дешевых китайских ламп весьма и весьма жесткая. При этом примечательно, что, нападкам подвергается не весь комплекс характеристик той или иной лампы, а лишь избранные его пункты, что выглядят заведомо проигрышными в сравнении с изделиями, на боку которых красуются названия бренов. То есть, фактически идет война торговая, война информационная, а на войне, как на войне. Вместе с тем, именно войны становятся лучшим временем для проведения анализа, выработки оптимальных решений и, выпуска наиболее качественной продукции. Так, к примеру, довольно часто можно слышать о том, что те китайские энергосберегающие лампочки, что в основном продают в российских магазинах, не выносят частых включений-выключений, да и слишком чувствительны к перепадам напряжения. При этом авторы подобных изысканий отчего-то умалчивают о том, что именно на таких лампах производитель однозначно указывает на напряжение строго в 220 вольт, а не дает разброс 110-220. То есть, если уж купил за 40 рублей прибор, рассчитанный строго на 220, то нечего ожидать от него устойчивой работы при перепадах напряжения, как у ламп ценой более 200 руб.

Другой известный миф – о минимальном времени работы китайской лампы по причине ее изготовления в кустарных условиях, чуть ли не на коленке. Мол, она и светить-то поэтому может от силы месяц-два. Но и этот миф имеет хождение только до тех пор, пока пользователь не станет сравнивать «фирму» и «китайскую подделку» не только на основании рекламных слоганов об «обычном» и «качественном» изделиях.

Действительно, китайская продукция гарантированно светит около года. Бренды, несмотря на указанные на упаковке огромными символами то «12000 часов», то «15000 часов», сами могут перестать функционировать через пару месяцев. В свою очередь у китайской продукции такое случается крайне редко. А любой мало-мальски знающий электрик, скажет, что недорогие китайские лампы, работающие в одной цепи, исчерпывают ресурс практически одновременно, максимальная зафиксированная разница при этом – одна неделя. Что для годовалой эксплуатации является допустимой погрешностью. Зато такой небольшой разброс параметров служит прекрасным показателем того, что эти лампы изготавливаются не абы как, лишь бы они светились, а с достаточно высокими технологическими требованиями к их потенциалу и техническим характеристикам.

1:1 в пользу брендов

После этого подсчет экономии средств, при использовании китайской энергосберегающей лампы по сравнению с брендованными продуктами выглядит как-то уж совсем не в пользу «фирмы». Да и что сравнивать? Одну лампу за 200 руб, которая будет экономить в течение двух лет своей жизни или две по 40, которые последовательно отслужат те же два года? Однако здесь стоит сделать небольшое отступление на тему все того же качества, иначе можно скатиться на военные рельсы, но уже воюя на стороне производителей из Поднебесной. Дело в том, что китайская продукция массового сегмента пока еще не сравнялась по качеству с брендованными изделиями. В противном случае стоимость последних заметно пошла бы на убыль. В дешевых китайских лампах, к сожалению, используется не слишком качественный люминофор, отсюда большие «провалы» в спектре – желтый получается с черным, что на выходе дает мертвенно-желтое свечение. В дорогих фирменных лампах люминофор многополосный, поэтому такого безобразия не наблюдается. Отсюда вывод – использовать дешевое там, где это позволительно, а дорогое удовольствие ввинчивать в патрон, расположенный, к примеру, в дорогостоящем светильнике присутственного места.

Экономия = грамотность

Под конец стоит упомянуть еще одну немаловажную причину, по которой население не спешит выбросить на помойку обычные лампы накаливания и перейти на энергосбережение. Оказывается, потребителей никто и не старается научить читать сообщения на упаковках. Считается, что такая информация, как мощность и время жизни лампы, написанные здоровенными буквами на фоне названия известного бренда, является самой полной. Однако подобный прием доведения информации в строго дозированном виде, ничем иным, как нечестной борьбой за место на рынке, назвать нельзя. А раз так, то и дальше все, что произведено не брендами, но имеющее приемлемые потребительские свойства, будет с огромным трудом находить себе место на прилавках магазинов. И какая уж там экономия? Сплошная болтовня о трудностях, которые традиционно придумываются для оправдания бездействия. Хотя всего-то и нужно, что использовать метод работы того, чьим именем называется продукт, требующий замены – лампочка Ильича. Метод, содержащийся всего в трех словах «учиться, учиться и учиться». Может тогда получится к 2020 г. повысить энергоэффективность России на 40%.

Источник: http://www.chinapro.ru