Теперь в Китае знают слово «Черкизон». Известие о задержании 6000 контейнеров контрабандного груза с китайскими товарами на сумму $2 млрд на Черкизовском рынке Москвы стало едва ли ни самой обсуждаемой темой китайских СМИ на прошедшей неделе. Закрытие Черкизовского в его нынешнем состоянии заставило общественность в полный голос заговорить о «серых» схемах импортных поставок китайских товаров в Россию.

Конец золотого муравья

«Буквально из петли вытащили знакомого коммерсанта подоспевшие соотечественники. Товар, в который он вложил все семейные сбережения, оказался в числе “конфиската” на Черкизовском, возможности заполучить его нет никакой», — рассказывает Чжан Дацзян, последние пять лет поставляющий обувь в Россию. Таких, как этот китайский бизнесмен, тысячи. По сообщениям Global Times, с бизнесом на Черкизовском рынке связано 70 000 — 80 000 коммерсантов из Поднебесной.

«Знаю, что многие китайцы приезжали в Россию по туристическим визам, а дальше шли прямиком на Черкизорвский, где они могли преспокойно вести бизнес и с просроченными документами. Теперь им придется уехать. Золотого “муравья” больше нет «, — говорит Чжан Дацзян, поясняя, что «муравьем» выходцы из Поднебесной прозвали рынок в честь его фактического хозяина Тельмана Исмаилова (имя президента группы АСТ созвучно китайскому слову «муравей» – «и чжи маи»). Чжану вторит Ли Сяодун, директор Международного центра торговли на Ябаолу (“русский” район Пекина). «Ряд китайских компаний существовал только за счет поставок на Черкизовский. Могу назвать сразу несколько имен тех, кто сделал там состояние. После его закрытия перед многими китайскими предприятиями замаячила угроза банкротства, другие понесут колоссальные убытки», — говорит Ли.

«Только за одну неделю заказы у нас упали в семь раз», — делится Вероника, менеджер одной из карго-компаний на Ябаолу (имя изменено по просьбе собеседницы, согласившейся на разговор лишь на таких условиях).

«У меня уже месяц под Читой стоит груз, — рассказал ChinaPRO китайский коммерсант Ван Шэнмин, десять лет занимающийся отправками на Черкизовский. – Бизнес у меня, конечно, небольшой, в месяц всего по 30 контейнеров отправляю, но так ведь и другие застряли. Скажем, Лю Вэнь – они по 100 “ящиков” в месяц отгружали». По словам Вана, в сложившейся ситуации самое неприятное даже не штрафы, которые придется заплатить за аренду контейнеров, а неизвестность. «Если Черкизовский не откроют, я рискую потерять клиентов. Пусть мы и работали не совсем честно, только ведь и россиянам пользу приносили, Черкизовский всю Россию снабжал». Ван уверяет, что среди его клиентов «шопники» со всей России – из Новосибирска, Хабаровска, Иркутска, Норильска, Нижнего Новгорода, Читы, Петербурга. «Многие начинали десять лет назад с одного мешка, теперь отправляют контейнеры».

Импорт «белый», импорт «серый»…

«В сложившейся ситуации виноваты сами китайцы, — уверяет генеральный директор компании «Далк» – одного из ведущих таможенных брокеров России — Михаил Бейнштейн. – Ни один год российские власти пытались заставить их вести торговлю в рамках правового поля. Они не послушались. Пусть теперь пеняют на себя». С такой трактовкой не согласны китайские предприниматели, в свою очередь, обвиняя российское законодательство и нерасторопных брокеров. «Наши коммерсанты более всех других хотят перейти на законные формы оформления процедур. Они хотят получать товар своевременно. Виновата коррумпированность российской таможни и плохо отлаженная логистика – вести товар по “серым” схемам зачастую оказывается быстрее, чем по “белым” «, — уверяет Ли Сяодун. С тем, что китайцы хотят работать легально, соглашается и представитель Национальной ассоциации таможенных брокеров России в Китае Василий Шорин. «За последнюю неделю количество людей с “Черкизона” в офисах компаний, работающих по легальным схемам доставки, выросло в разы. Только пока они лишь проверяют альтернативные схемы поставок. Узнав стоимость, многие в офисах компаний больше не появляются».

Показательно в данной связи заявление официального представителя МИД Китая Цин Гана, который призвал соотечественников, торгующих с Россией, соблюдать российские законы. Аналогичным образом высказалась и таможня провинции Чжэцзян, призвавшая экспортеров следовать легальным, а не серым процедурам. Однако здесь нужно четко понимать, что быстро перестроиться на «белые» схемы «серый» массовый бизнес не сможет. Только по самым грубым подсчетам доля «серых» поставок с начала кризиса выросла с 8 до 13%. Эту информацию озвучил председатель Банка России Сергей Игнатьев. Президент общероссийского объединения работодателей легкой промышленности Александр Бирюков оперирует более пессимистичными выкладками: «Сейчас доля отечественного производителя на рынке составляет всего 20%. Официальный импорт – 38%, а остальные 42% – это контрафакт». Что до нелегальных поставок китайской одежды в Россию, их объемы достигают практически абсолютного показателя, уверяет Василий Шорин.

Куда дальше?

Как полагают эксперты, для российской стороны закрытие Черкизовского рынка, кроме уменьшения численности «серого» бизнеса, может дать возможность подняться местной легкой промышленности, программы развития которой озвучивались совсем недавно. «Уникальное положение Черкизовского в том, что он снабжал всю страну. Вся Россия знала, куда ехать за барахлом. Теперь эта точка ликвидирована. Устроить еще одну такую же в масштабах всей страны не так-то просто. Поэтому регионам придется искать альтернативы, есть надежда на возрождение российского производства», — считает Шорин, указывая на высокие пошлины на ввоз продукции легпрома. Тем не менее, эксперт уверен, что китайцы с российского рынка не уйдут. «Они очень долго сюда пробивались и просто так не отдадут этот кусок. С одной стороны, возрастут поставки более качественной, а значит – более дорогой продукции, с другой – пока в российском законодательстве будет хоть одна лазейка, они обязательно ее используют», — говорит председатель ассоциации брокеров. И эти опасения не беспочвенны. Те, кто работал на Черкизовском, уже нашли альтернативы. Бизнесмен Иван (имя по понятным причинам изменено), последние пять лет закупавший световую технику на Черкизовском, говорит, что никаких перебоев с поставками у него нет. «Я теперь за продукцией езжу в торговый комплекс “Лужники”. Так даже лучше стало», — уверяет предприниматель, поясняя, что с закрытием Черкизовского в прошлом остался беспредел мигрантов. «Они зарабатывали деньги на пустом месте. Скажем, нужно перенести коробку с одного места на другое, там буквально 10 м, я и сам с этим справиться могу, а с меня обязательно возьмут 200 руб. На “Лужниках” такого нет».

«Наши клиенты свой товар “растолкали” в Лужниках и Люблино», — призналась Вероника с Ябаолу, которая в начале разговора жаловалась на падение количества заказов. «Это временное явление, – уверена она. – Пока все выжидают, какие меры последуют дальше. Если Черкизовский не откроют, он появится в другом месте».

О справедливости подобных опасений говорит то, что нечто аналогичное Черкизовскому «чуду» существует и в других регионах России. Правда, в ряде случаев они являются производной все той же Московской «барахолки» международного масштаба. Взять, к примеру, Норильск, где многие магазины везут одежду с того же Черкизовского рынка, только продают дороже. Или Иркутск, где недавно была пресечена деятельность подпольного банка, организованного китайскими предпринимателями, наличность которого преимущественно шла на поддержание нелегальной предпринимательской деятельности китайских бизнесменов, одним из направлений которой стала закупка древесины. Кроме того, денежные суммы поступали и от реализации контрабандного товара, который незаконно завозился на территорию Приангарья. Все это легко ассоциируется со случаем изъятия поддельных денег у китайских предпринимателей на Черкизовском.

Таким образом, малый бизнес черкизовского пошиба в ближайшее время может быть переформатирован во что-то иное, более удобоваримое не только для России, но и для Китая. Главное – чтобы не появился новый «Черкизон».

Источник: http://www.chinapro.ru