Еще в конце 2009 года было известно, что долларовый ВВП КНР в текущих ценах уступал японскому на три с небольшим процента: $4,908 трлн против $5,068 трлн. Международный валютный фонд сделал свои прогнозы: в 2010 г. экономика Китая вырастет на 9-10%, Японии — на 1,86%. Лидерство страной восходящего солнца утеряно окончательно.
Промышленный успех
А в 2011 г. Китай выйдет на первое место в мире по объемам промышленного производства, т.е. оттеснит на вторую позицию США. Такой прогноз дала американская аналитическая служба HIS global insite. США удерживали звание главного производителя промышленных товаров вот уже последние 110 лет. В 2009 г. на Соединенные Штаты приходилось 19,9% мирового объема промышленной продукции, на Китай — 18,6%. Причем, удельный вес первых снижался, вторых — рос. В этом году разница между двумя государствами будет практически нивелирована, а в 2011 г. КНР выбьется в лидеры, прогнозируют эксперты. Дается этот покзатель нелегко: на каждых 10 000 жителей КНР приходится 15 случаев самоубийств в год. Причина, утверждают эксперты HIS, в том, что жителям Поднебесной приходится работать по 14 часов в день без выходных, что не позволяет им строить личную жизнь и отдыхать от рабочих стрессов. Как бы то ни было, Всемирный банк и Goldman Sachs прогнозируют, чток 2025 г. может стать первой экономической державой мира.
Почему это случилось
Среди основных причин, которые привели КНР к такому успеху, эксперты называют политическую и экономическую независимость этой страны. Та же Германия, Великобритания и другие мощные державы Европы связаны друг с другом сильнейшими связями, союзами и обязательствами, а потому слабы тем, что долго обсуждают насущные проблемы, но принимают необходимые реформы крайне медленно. Все несовершенство таких союзов показал мировой финансовый кризис, из которого Китай вышел “свежее всех”.
Есть и другие причины. Экономики Японии и США находятся уже на зрелом этапе: для их развития нужно внедрение новых технологий. Китайская же экономика берет свое исключительно за счет величины, а не технологий, а потому у нее еще есть большой потенциал для развития. Эксперты из газеты Chicago Tribune говорят о том, что тот факт, что Китай стал второй экономикой мира, является следствием устойчивого 30-летнего экстенсивного развития страны: из местных деревень в города переезжает все больше людей, а потому объемы промышленного производства растут столь быстро. Меж тем, средний показатель ВВП на душу населения в Китае находится на уровне $3800, что очень далеко от показателей Японии, США и европейских государств. В мировом рейтинге по этому показателю КНР отстает от Японии на 92 позиции и находится в “зоне” развивающихся государств. Это признает и главный финансист страны И Ган, который напомнил, что последние 30 лет экономика страны росла не менее чем на 9,5% в год, однако в будущем темпы ее роста обязательно замедлятся. “Для нас будет большим успехом, если удастся на протяжении этого десятилетия расти со скоростью хотя бы на уровне 7-8% за год”, — сказал он. В 2020-х гг. Поднебесная сможет прибавлять по 5-6% в год, говорит он. Если это случится, “это будет беспрецедентным событием в истории человечества”.
Сырьевые проблемы
Тем не менее, на пути к мировому экономическому лидерству Китаю предстоит преодолеть ряд серьезных проблем. Одна из основных — слабая энергоэффективность экономики страны. Китай стал крупнейшим потребителем энергии по итогам 2009 г. По данным Международного энергетического агентства, Поднебесная за прошлый год потребила 2,252 млрд т условного топлива, обогнав по этому показателю США на 4%. Вообще, КНР испытывает острую нехватку энергоресурсов. Хотя страна и является третьей в мире по обеспеченности минеральным сырьем, его запасы на душу населения здесь значительно ниже среднемировых. Так, обеспеченность КНР пахотными землями составляет менее 40% от среднемирового значения, лесами — меньше 14%, минеральными ресурсами — всего 58%. На Китай приходится 7,4% мирового потребления нефти, 31% — угля, 30% — железной руды, 37% — стального проката, 25% — алюминия, потребляемого в мире. В сочетании с низкой ресурсоэффективностью производства это приводит к тому, что большую часть необходимого сырья приходится покупать.
Простой факт: еще в начале 80-х годов прошлого столетия Китай был экспортером нефти, а сейчас он второй в мире по ее импорту. Импортером черного золота КНР стала в 1995 г. К 2020 г. Китай будет потреблять, по разным оценкам, 450-610 млн т нефти в год, в то время как собственная добыча составит не более 200 м. В этой связи приходится экономить: 21 из 31 региона Китая наблюдается дефицит энергомощностей, а потому здесь введены ограничения на потребление электроэнергии.
Но эта проблема решается. Сейчас Китай активно скупает по миру энергоресурсы. Он ведет переговоры о покупке крупнейшего производителя калийных удобрений в Европе “Беларуськалий”, не так давно купил латиноамериканского горнодобывающего гиганта Rio Tinto. Кроме того, Китайское бюро горной разведки и проектирования договорилось о покупке бразильского производителя железной руды и чугуна Itaminas Comercio de Minerios S.A. за $2 млрд. Китайский суверенный фонд China Investment Corporation, управляющий суммой в $300 млрд, купил 11% казахской нефтегазовой компании Kazmunaigas Exploration Production за $939 млн. Есть интересы Китая и в России: активно развивается сотрудничество “Поднебесной” и компаний “Роснефть”, “Транснефть” и др.
Брендирование
Быстрому развитию Китая мешает также отсутствие известных на весь мир собственных торговых марок продукции. В мировом общественном сознании КНР — это просто “сборочный цех” для развитых государств. А без брендов нет и серьезных заработков. С каждого доллара, вырученного за произведенные в Китае кроссовки Nike, местный подрядчик получает лишь 4 цента. За каждый собранный iPhone — лишь $25. Отсюда необходимо вычесть также стоимость своего сырья.
Этот вопрос китайские промышленники тоже решают. Не так давно автопроизводитель Geely купил бренд Volvo за $1,8 млрд. Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co стала новым владельцем торговой марки Hummer. В 2009 г. китайцы потратили на зарубежные покупки $46 млрд. Это в пять раз больше потраченных сумм на покупку зарубежных компаний, чем было в 2005 г. То ли еще будет.
Финансовый рынок
Среди других важных угроз китайской экономики называют риски банковского сектора. Уровень “плохих кредитов”, выданных предприятиям, которые не могут по ним расплатиться, здесь пока еще чрезвычайно высок. Недавно Китайские власти приняли решение вновь провести стресс-тесты для своих банков. Суть эксперимента проста: банкам нужно смоделировать ситуацию падения цен на недвижимость на 50-60% и посмотреть, смогут ли они при таком сценарии избежать банкротства. Китайское управление по регулированию банковской деятельности (CBRC) рекомендовало финансовым институтам страны проводить такие тесты регулярно. Причина таких опасений проста: только в прошлом году китайские банки выдали новые кредиты на общую сумму 1,4 трлн долларов, что является абсолютным мировым рекордом. И хотя по данным агентства Knight Frank, только в первом квартале этого года цены на жилую недвижимость в Китае выросли почти на 70%, проводить такие стресс-тесты необходимо. Гонконгский анилитик агентства Fitch Винсент Хо говорит, что значительный рост кредитного рынка в 2009-2010 гг. делает китайскую банковскую систему все более подверженной для надувания кредитного пузыря”, а это, в свою очередь означает, что ее может постичь та же участь, которая постигла американскую экономику. Так что риски заплатить за столь безудержный рост экономики крахом финансовой системы КНР есть.
Еще один камень преткновения на международном финансовом рынке — заниженный, как считают американские финансисты и политики, курс юаня. Правительство КНР обвиняют в том, что оно искусственно сдерживает рост своей национальной валюты, дабы его промышленные товары были как можно более конкурентоспособными по цене в сравнении с товарами из других стран. Сейчас курс юаня привязан к доллару, но в будущем, обещает правительство, зависимость от американской валюты будет серьезно ослаблена.
Международный имидж
Наконец, последняя проблема, которую предстоит решить Китаю на пути к мировому господству. — имидж. Правительство Поднебесной озабочено тем, что по данным последних опросов, сделанных BBC в 28 странах мира, лишь 40% зарубежных граждан положительно отзывается о Китае. Падение рейтинга частично объясняется тем, что в 2008 г. вспыхнули волнения в Тибете, к которым традиционно большое внимание. Американское рекламное агентство Lintas призвали срочно исправлять ситуацию. Американская фирма, которая будет рекламировать достижения Поднебесной за рубежом. В частности, она будет снимать в КНР телефилмы, которые должны будут представить Китай процветающим государством, в котором проблемы с гражданскими свободами не так очевидны, как об этом принято считать на Западе. Подготовленные им рекламные материалы будут показывать на CNN и других западных телеканалах. В интервью агентству AP Чжу Фэн, профессор международных отношений в Пекинском университете, заявил, что за границей бытует мнение, будто китайское правительство принимает решения в условиях строжайшей секретности и абсолютно не приемлет любых форм критики, но это не так. “Лидеры хотят продвигать за рубежом образ Китая как мирной и доброжелательной страны. Необходимые для этого финансовые ресурсы есть”, — так прокомментировал он подписанныей контракт с Lintas. В июле КНР запустила всемирный телевизионный канал CNC World на английском языке, в котором Западу рассказывается правда о Поднебесной. Канал подконтролен правительственному агентству Синьхуа.
Все действия Пекина свидетельствуют о том, что китайское правительство удивительно последовательно решает стоящие перед ним проблемы. И в этом вопросе нерешительным государственным органам США и Европы есть у него чему поучиться.
Источник: http://www.chinapro.ru