Присутствие без этикетки

Судя по майскому исследованию с названием «Рынок щавелевой кислоты в России», которое провела Академия Конъюнктуры и Промышленных Рынков, по состоянию на 2008-2009 гг. в России не существует действующих производителей щавелевой кислоты, а все российские потребители обеспечиваются за счет импорта. В свою очередь, основным поставщиком этой жидкости является ни кто иной, как Китай, на долю которого приходится более 80% импорта. Куда же идет сырье? Его в больших количествах используют производители бытовой химии, для которых также необходим фуриловый спирт, каустическая сода и другие ингредиенты, которыми Поднебесная обеспечивает Россию почти на 100%. Интересен тот факт, что в нынешнем году импортная каустическая сода в России стала дешевле российской. Естественно, российские торговые компании активно лоббируют введение максимальных таможенных пошлин на нее (сейчас 15%), что приводит к дополнительному росту цен на продукцию, выпускаемую с ее применением, в том числе и бытовую химию.

Так что можно сказать – китайская составляющая прочно прописана почти в каждой пачке бытового очистителя и других препаратов ежедневного использования, пусть по этикеткам такого присутствия не видно.

То ли стирают меньше, то ли экономят порошок

А так ли привлекательна Россия в плане потребления, например, стиральных порошков, что входят в перечень продукции бытовой химии? Оказывается, что не очень, хоть российский рынок синтетических моющих средств в последние годы и демонстрировал значительный рост, примерно в два раза за восемь лет. Но даже при таких темпах потребление порошка в России в разы меньше, чем, например, в Германии (10-12 кг в год против 4 российских) или Франции, где население вымыливает порошка за год почти по 16 кг на брата. Но впереди всех, по данным социологов и медицинских работников оказалась Северная Америка. Чего уж они там отстирывают, неизвестно. Только в год на человека у них получается примерно 28 кг стирального порошка. Казалось бы, вот он, рынок. Только продавай. Ан, нет. Там работают «свои» и попасть на него достаточно трудно, а практически невозможно. Таким образом, Россия, даже при своем умеренном потреблении синтетических моющих средств, могла бы стать довольно привлекательным рынком для поставок стирального порошка, а вместе с ним и всей бытовой химии.

У каждого свой процент

Но, только и здесь давно уже существует разделение труда, то есть рынка, который в настоящее время в основном обеспечивается продукцией местного производства. Дело в том, что выпуском, к примеру, синтетических моющих средств в России занимаются примерно 100 предприятий, которые позволяют достичь большого объема производства – около 1 трлн т продукции бытовой химии с перспективой роста мощности на 10-15% в год. Среди них можно выделить пять самых крупных с максимальными долями мощностей. Лидеры – P&G, на который приходится 33% всех мощностей, «Хенкель» – 27%. Дальше следуют российские предприятия, с суммарной мощностью не больше, чем «Хенкель». То есть, рынок бытовых средств делят между собой международные и российские производители. В то время как первые постоянно увеличивают свою долю за счет приобретения небольших убыточных предприятий.

Кстати, Procter & Gamble появился в России в начале 90-х, выкупив крупнейшее предприятие по производству моющих средств – «Новомосковскбытхим». Другие, не отличаясь оригинальностью, постепенно формировали свое присутствие на российском рынке приобретением профильных предприятий. В итоге сложилась практика, когда интернациональные компании начали обычным образом вытеснять с рынка российских производителей, что, кроме покупки предприятий, обеспечивается мощными рекламными бюджетами. Параллельно с этим формировался облик потребителя моющих средств, который к 2006-2007 гг. фактически перестал делиться на использующих или не использующих синтетические моющие средства. То есть, к этому времени, по данным компании КОМКОН, стиральными порошками уже пользовались 98,8% семей, отбеливателями – 77,4%.

А дальше последовала стабилизация потребления, которая выразилась в том, что рост сегмента стиральных порошков составил всего 0,6%. Это говорит о том, что рынок заполнен. Но осталась перспектива роста потребления отбеливателей и кондиционеров, что обуславливается ростом культуры использования дополнительных средств для стирки. Правда, и здесь процентное содержание в пользу «пришельцев» совершенно не изменилось. Да и как это может случиться, если участники рынка синтетических моющих средств задействуют все формы розничной торговли, начиная от открытых рынков и заканчивая торговыми сетями. Кроме того, у крупных игроков хорошо развита сеть официальных дистрибьюторов. В последние годы по России покупатели постепенно переориентируются на более цивилизованные форматы продаж, так что делать ставку на торговлю «из-под полы», либо неизвестными и непривычными народу товарами, занятие заведомо провальное.

Дешево и сердито

Трудно не согласиться, что традиционная китайская ставка на дешевизну не могла бы не сработать и здесь, на рынке бытовой химии России. Однако продукцию низкого ценового сегмента здесь в основном производят российские заводы. Хотя за последние годы большинство компаний-производителей предлагают продукцию в каждом из сегментов, справедливо полагая, что все ценовые сегменты перспективны.

Тем не менее, по итогам прошлого года китайский стиральный порошок начал приобретать известность в России. По данным таможенников на КПП Суйфэньхэ-Пограничный отмечен двукратный рост импорта этого товара, говорит исполнительный директор компании Optim Consult Ирина Лосева. Эту же информацию подтвердило управление коммерции китайского Суйфэньхэ, заявив, что спрос на китайские товары в России растет постоянно, а наиболее быстрые темпы роста зафиксированы в экспорте стирального порошка. В целом такой поворот событий можно объяснять кризисными явлениями и возможной переориентацией части посредников на тот товарный сектор, на который кризис почти не повлиял. Это бытовая химия, предметы личной гигиены, чай, товары повседневного пользования. Получается, покупатели, ранее ориентировавшиеся на товары низшего ценового сегмента, попробовав то, что дороже во время «жирного» периода, по причине кризиса вновь вернулись к первому. Мало того, они резко увеличили приобретение дешевой продукции про запас, как обычно приобретали спички и соль. И, естественно, таких тенденций не могли не заметить продавцы, взявшись обеспечивать сограждан тем, что им ближе. При этом востребованными оказались компании, которые занимаются бытовыми услугами. Самое главное, чтобы оборачиваемость средств на фирме была небольшой. Поэтому на рынке востребованы небольшие продуктовые магазины и магазины бытовой химии.

Поднебесная также включилась в процесс продвижения своей продукции, Однако наивным было бы думать, что здесь последует лишь увеличение объемов поставок. Любой, адекватный производитель в такой ситуации непременно задумался бы о том, что на плечах дешевой востребованной продукции можно зайти на рынок с более перспективными товарами, обеспечивая себе будущее. Китай в этой связи использует возможности других. Поэтому, благоприятно «сыграл» немецкий концерн Wacker Chemie AG, расширив свой технический центр в Шанхае, который включает в себя десять лабораторий, предназначенных для испытаний, в числе многих, бытовой химии.

Не осталась в стороне и контрафактная продукция. Чего, чего, а ее из Китая в Россию хлынули потоки. Только в июне сотрудниками департамента экономической безопасности МВД одновременно на территории Приморского, Хабаровского краев и в Московском регионе арестовано 208 железнодорожных вагонов с контрабандными товарами народного потребления. Также оперативники получили документальные доказательства перевозок незаконного груза на 100 самолетах. Что важно, экспертиза уже показала – многие вещи, предназначенные к продаже в России и в частности, на московских рынках, не соответствуют стандартам качества и являются опасными для жизни и здоровья. Среди них – детская одежда и обувь, нательное белье, игрушки, косметика и, конечно же, бытовая химия.

Приходится констатировать, что китайцы и их представители в России, довольно четко отследили колебания предпочтений российского потребителя и предложили ему бытовую химию именно с теми характеристиками, что наиболее востребованы в сложные времена – «дешевую» и «сердитую». И пусть первые кризисные поставки были не такими большими. Главное – начать, а продолжить и подстроиться под специфику китайцы умеют.

Источник: http://www.chinapro.ru