Китай колесах. Обзор велосипедной промышленности Китая за 2008 г.

В прошедшем году велосипедная промышленность Китая прошла через ряд серьезных испытаний. Со второй половины 2008 г. в отрасли наметился серьезный спад экспортных показателей. Однако, несмотря на трудности, ей удалось сохранить темпы относительно стабильного развития.

Общая ситуация

Согласно данным Национального бюро статистики КНР, в 2008 г. общий объем производства велосипедов составил 63,75 млн единиц, что на 14,7% меньше по сравнению с 2007 г. Объем производства электрических велосипедов составил 21 886 000, что на 2,4% больше, чем в 2007 г.; вместе с тем, темп роста оказался на 7,3% ниже прошлогодних показателей.

Товарная стоимость велосипедов в Китае в 2008 г. составила порядка $10 млрд, увеличившись на 17,6%. Товарооборот возрос на 17% и составил почти $9,8 млрд. Главная причина увеличения товарная стоимость кроется в удорожании сырьевых материалов и рабочей силы. Так, цены на топливо, электроэнергию и черные металлы поднялись за год в среднем на 30%.

Прибыль отрасли в период с января по ноябрь 2008 г. составила $234,3 млн, что на 25,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Однако норма прибыли составила лишь 2,66% — намного меньше, чем 5,5-процентная норма прибыли всех предприятий в производственной сфере или 4,76-процентная норма прибыли предприятий легкой промышленности. Величина убытков в велосипедной отрасли достигла $61,5 млн, увеличившись на 24,4%.

Вместе с тем, на сегодняшний день Китай остается крупным производителем, потребителем и экспортером велосипедов, которому принадлежит более 60% мирового производства и экспорта. Производимая в Поднебесной продукция вывозится в 170 стран.

Интересно, что несмотря на ведущие позиции КНР в велосипедной отрасли, на десять жителей этой страны приходится лишь по четыре велосипеда (в 2008 г. потребление данной продукции в Китае достигло 7,2 млн единиц) – столько же, сколько и на десять граждан США (притом, что здесь количество приобретенных в прошлом году велосипедов составило порядка 120 млн единиц). Для сравнения, на десять японцев приходится по шесть велосипедов, на немцев – по восемь, на десять голландцев – по 11 велосипедов.

Экспорт

Общий экспорт велосипедов из КНР

В 2008 г. впервые за последние 12 лет объем экспорта велосипедов из Китая замедлил свой рост. В общей сложности за прошедший год КНР экспортировал 56,6 млн товарных единиц – это на 4,5%; меньше, чем в 2007 г. Стоимость экспорта велосипедов составила $2,55 млрд, увеличившись на 18%. Стоимость экспорта запчастей для велосипедов составила $1,73 млрд (плюс 25,4%).

По данным Главного таможенного управления КНР, с 2000 г. максимальные экспортные показатели всегда приходились на апрель и сентябрь. Однако в 2008 г. эти два месяца наблюдалось снижение (как, впрочем, и в остальные месяцы прошедшего года). Самые низкие экспортные показатели были зарегистрированы в ноябре (26,4%).

В 2008 г. объем экспорта горных велосипедов (доля которых в общем объеме экспорта составляет 30,8%) снизился на 10,2%, в том числе темп роста уменьшился на 1,9%. Примечательно, что в этом же году объем экспорта гоночных велосипедов с высокой добавочной стоимостью возрос на 66,6% (практически за счет первой половины года), что указывает на то, Китай целенаправленно развивает стратегию производства и выхода на рынок дорогой продукции, требующей применения новейших высокозатратных технологий.

Экспорт китайских велосипедов по категориям, 2008 г.

Согласно подсчетам экспертов, в 2008 г. объем экспорта велосипедов из Китая в США и Японию сохранил относительно стабильный рост, но в страны Евросоюза, Россию и Южную Корею резко сократился на 22,3%, 29,7% и 27,6% соответственно. Одновременно объем экспорта в Индонезию, Иран и Австралию увеличился на 25,2%, 44,1% и 28,1% соответственно. Можно предположить, что при дальнейшем сохранении сложившихся в результате финансового кризиса условий, а также возникших торговых барьеров, в ближайшее время снизится объем экспорта в США, Японию, а также Индонезию и Иран.

Кроме того, если в 2007 г. в России был продемонстрирован самый быстрый рост объема импорта китайских велосипедов (именно тогда наша страна заняла третье место в таблице, уступив первые позиции лишь США и Японии), то в 2008 г. экспортные показатели существенно снизились: на 29,7% уменьшился объем экспорта и на 15,6% его стоимость. В результате сегодня РФ занимает по объему импорта китайских велосипедов лишь четвертое место.

TOP-10 импортеров китайских велосипедов, 2008 г.

Экспорт электрических велосипедов

Рост объема экспорта электрических велосипедов в прошлом году был стремительным. В 2008 г. объем экспорта электрических велосипедов составил 587 000 единиц – что примерно в два раза больше, чем в 2007 г. Экспортная стоимость достигла $180 млн. Основными направлениями экспортируемых товаров стали такие страны, как Вьетнам, США, Япония и страны Евросоюза (в особенности Германия, Италия и Нидерланды).

TOP-10 импортеров китайских электрических велосипедов, 2008 г.

Экспорт запчастей для велосипедов

В 2008 г. стоимость экспорта запчастей для велосипедов составила $1,73 млрд. – это на 25,4% больше, чем в предыдущем году. Наиболее существенная доля в общем объеме экспорта принадлежит велосипедным рамам – 37,1% (в прошлом году она была почти на 2% меньше). Темп роста объема экспорта таких продуктов, как втулочно-роликовая цепь, втулка колеса, кривошипно-шатунный механизм, в разной степени снизился. В результате снижения общего объема мирового рынка, а также проводимой странами Евросоюза и Бразилией антидемпинговой политики, в ближайшее время можно ожидать еще более существенное понижение экспортных показателей.

Экспорт запчастей для китайских велосипедов, 2008 г.

Источник: http://www.chinapro.ru