Слово фарфор на языке фарси означает «императорский». Окруженный за свою многолетнюю историю тайной, фарфор и сам стал частью легенд и снискал себе мифические свойства. Например, в одной из историй Древней Индии, говорится, что чаши из китайского фарфора меняют цвет, если в пищу подмешан яд. Европейские модницы вставляли черепки фарфора, в золотые оправы, считая, что матовая белизна китайского фарфора Поднебесной возвращает молодость и красоту.

Китайские гончары производили керамику на протяжении нескольких тысячелетий. Но этот факт вряд ли имел бы грандиозное значение, если бы не их изобретательность и любознательность. Китай – уникальное место, с точки зрения географической, климатической, биологической и геологической. На территории Поднебесной богатые залежи не только железной руды, каменного угля, марганцевых руд, олова, вольфрама, ртути, медных и полиметаллических руд. Китай – обладатель и совершенно удивительного создания природы, каолина. Именно эта составляющая и фарфоровый камень легли в основу знаменитого фарфора. Однако не менее важным компонентом была и белая глина, отличающаяся особой «жирностью». Китайцы давно подчинили себе магию огня и научились выплавлять обычную железную руду в чугун, а потом в сталь. Имея в наличие знания по содержанию определенной температуры, они смогли изготовить и чугунные пушки, и изящные чашки. Секреты мастерства хранились в глубочайшей тайне и передавались только от отца сыну. Уже три тысячи лет назад китайские императоры могли наслаждаться чаепитием из необыкновенной посуды.

Эволюцию фарфора можно проследить по меняющимся династиям правящей элиты Китая.

Первые упоминания фарфора присутствуют в летописях династии Восточная Хань (I век до н.э.). В то время это были простые по форме и оформлению белые чаши. После упадка Хань производство фарфора приняло массовые масштабы. Лучшие образцы керамики периода Сун отличались переливами синеного, белого и фиолетового цветов. Об их прозрачности и красоте ходили легенды. Древние поэты часто сравнивали фарфоровые чашки с нефритом и золотом. Да, практически, так оно и было. Фарфор, так высоко ценимый повсеместно, продавался исключительно за золото. Именно в это время, в I0 веке новой эры, появились известные марки «Цзюнци», «Яобянь», «Дэхуа» и «Лунцюань». Они отличались способом нанесения цветной эмали и способом нанесения рельефного рисунка. В этот же период начали появляться вазы и сосуды, расписанные желтой, коричневой или зеленой эмалью. А синий фарфор Цинцы славится за исключительную красоту. Древние китайцы сравнивали его с нефритом и мелодичностью древнего инструмента Цина. Этот фарфор пользовался наибольшим спросом у покупателей из Турции, Европы, Америки и Азии.

Фарфор эпохи Тан давно уже стал символом совершенства и роскоши. Это были белоснежные матовые изделия, которые делали в городе Синчжоу. Иногда танские сосуды расписывались яркими красками. Основной чертой этого периода являются вытянутые бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом под горлышко.

Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань. Династия Сун активно развивала торговлю с близлежащими государствами, прекрасно понимая, что «фарфоровое золото» приносит ощутимый доход казне.

Ко времени правления династии Юань (XIV век) город Цзинчжэчжэнь стал центром производства фарфора. Фарфоровые изделия мастеров отличают изысканные формы, легкость, прозрачность и красивая роспись. Очень часто изделия расписывались голубыми, синими и розовыми цветами. Европейцы, еще очень долго искали способы росписи цветной эмалью. Вазы и чайные сервизы эпохи Юань являлись лучшим подарком королевским семьям всего мира.

Эпохи Мин (XV- XVII века) и Цин (до XX века) ознаменовались появлением подглазурного кобальта. Чаши и сосуды с подглазурной росписью кобальтом отличались светлым серо-голубым оттенком, в росписи использовался растительный орнамент. После кобальта стала использоваться красная краска, чуть позже китайские гончары ввели метод «соперничающих красок» — это было сочетание подглазурного кобальта и разнообразие росписи цветной глазурью.

В Европе, в зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури, фарфор стали подразделять на желтый, розовый, черный и зеленый. В это время фарфоровые изделия отличались чрезвычайным многообразием форм, появилось большое количество статуэток. Всемирно известный «китайский болванчик» был практически в каждом доме Европы и России. Узоры же на вазах и другой посуде нередко включали традиционных священных китайских животных: черепах, павлинов и драконов.

В последнее время искусство росписи фарфора стало возвращаться в традиционное русло.

Источник: http://www.chinapro.ru