В мире достаточно вышивальщиц. Есть среди них знатные мастерицы. К примеру, итальянки. Но вот в художественном плане, пожалуй, именно китаянки превзошли всех. Китайская шелковая вышивка – это полноправное художественно полотно, причем вышивка может быть как двусторонней, так и односторонней. При этом даже самый придирчивый наблюдатель не сможет обнаружить узелков и проколов иглы на вышитых картинах. А учитывая, что вышивальщицы работают только с тончайшим шелком, то труд их заслуживает бесконечного восхищения. К слову, частота стежков в китайской вышивке в три раза чаще, чем у французских вышивальщиц, которые долгое время не имели конкурентов в этом прикладной искусстве.

В Китае есть несколько школ вышивания: сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Есть еще и пекинская, фуцзянская, шанхайская, чжэцзянская, а так же национальные пестрые вышивки многочисленных народностей Китая.

Так же разделяют несколько стилей вышивания: художественная вышивка, многослойная, с перекрестным плетением нити, вышивка гладью, двусторонняя вышивка, декоративная вышивка, круговая вышивка золотой нитью.

Согласно археологическим раскопкам, искусство вышивки стало развиваться более 3000 лет назад. Во времена династии Сун (960-1279 гг.) появились первые мастерские, а уже при династии Тан (618 – 907 гг.) существовал четко разграниченный регламент на орнаменты и сюжеты. В это же время, в Поднебесной появились первые коллекционеры вышивок, которые собирали и бережно хранили работы. Легенды утверждают, что сестра императора Сунь Цюань (182—252 гг.) вышила на небольшом полотне, всего в один квадратный метр, карту государства, на которой детализировано были изображены все города, постройки, реки и леса.

Собственно с тех пор техника вышивания осталась в Поднебесной та же: вышивальщицы используют тончайшие шелковые нити и иголки, используя до 2000 оттенков и цветов. На данный момент китайские мастерицы вышивают не только классические сюжеты, но и портреты вождей и “снимают” сюжеты с фотографий. Говорят, что девушки из провинции Сучжоу десятый год работают над портретом Мао Цзэдуна. И работа уже близится к завершению.

Однако самыми популярными остаются все-таки традиционные сюжеты для вышивания. Пожалуй, самая известная вышивка – из провинции Сучжоу. Эта двусторонняя вышивка на полупрозрачном шелке. При этом миниатюры с двух сторон абсолютно разные. Такие картины ставят на стол в специальных рамах. Сюжеты традиционные: кошки и золотые рыбки.

Вышивки провинции Хунань очень близки к традиционной национальной вышивке, в них очень четкие, продуманные линии и используются яркие цвета. Вышивают, в основном, тигров. Но не игнорируют и других священных животных Поднебесной.

Вышивки провинции Сычуань – это короткие, ровные и изящные стежки гладью. Обычно вышивают карпов, цветы лотоса и пейзажи.

Вышивка провинции Гуандун стоит особняком: тамошние мастерицы любят работать с золотыми, серебряными и хлопчатобумажными нитями. Вышивка очень насыщена и живописна. Для Гуандуна не характерна плавность переходов тонов, как скажем, в сычуаньских работах – здесь все построено на контрасте.

Китайские вышивальщицы работают не только по шелку, но и по рисовой бумаге и кисее, достигая вершин мастерства, сравнимого в живописью, а порой и превосходящего ее. Не случайно лучшие вышивальщицы Китая известны всей стране и их имена хранятся на протяжении многих веков в анналах культурной истории Поднебесной.

Источник: http://www.chinapro.ru