«Россия может продавать в Китай все, — считает губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. — Главное, чтобы это было выгодно обеим сторонам. У российско-китайских отношений гигантский потенциал, который поможет нам преодолеть все трудности нынешнего финансового кризиса. Ленинградская область в этом году будет отмечать 17-летие двусторонних деловых связей с провинцией Хэбэй, основанных на заключенном между регионами Соглашении о взаимовыгодном сотрудничестве».

«Россия может продавать Китаю военные и гражданские самолеты. Мы уже продаем в КНР грузовые самолеты Ту-204-120СЕ, ведем переговоры с китайцами о поставке 14 пассажирских самолетов Ту-204-100. Перспективы продаж российской авиатехники на быстрорастущем китайском рынке хорошие, поскольку равнозначных российским образцам аналогов в КНР нет», – уверили «Вестник» в пресс-службе ОАО «Туполев».

С позицией российской компании соглашается Корпорация авиационной промышленности Китая – крупнейшая в КНР. «Россия – серьезный игрок на рынке авиастроения, однако, надо признать, что большая часть российских инвестиций сейчас приходится на военную, а не гражданскую авиацию. Отсюда очевидное отставание России в этой сфере от США и Франции. Поэтому неудивительно, что Россия производит десять самолетов в год, а Китай закупил в прошлом году всего два российских самолета на $53 млн». В корпорации приводят такое сравнение: за 2008 год КНР приобрела 150 американских самолетов на сумму $3,25 млрд и 53 французских – на $3,5 млрд.

При этом в китайской компании подчеркнули растущую потребность Китая в самолетах вследствие непрерывного развития экономики. «Однако внутреннее производство пока не покрывает существующей потребности в самолетах, поэтому технику приходится импортировать. Из-за технологической блокады со стороны Европы и США и других противоречий Китай в 2008 году отложил заказ французских самолетов. Сейчас между Китаем и Россией очень хорошие добрососедские отношения, и если Россия использует свои возможности увеличить производство самолетов и их качественные характеристики, на китайском рынке ее ожидает успех».

«Мы можем продавать Китаю армейскую технику, – заверил “Вестник” Владимир Самойлов, директор по информационной политике ОАО “КамАЗ”. – Наше предприятие также может продавать спортивные грузовики – на тот случай, если китайцы захотят участвовать и побеждать в престижных ралли. По остальным видам автомобильной продукции Китай – не наш рынок, и о массовой продаже в Поднебесной российских автомобилей речи быть не может. У китайцев достаточно мощный быстрорастущий автопром, который активно поддерживает государство».

Слова представителя КамАЗа соответствуют позиции Китайского НИИ грузовиков: «Российские грузовики уступают зарубежным аналогам по техническим характеристикам: они до сих пор производятся по технологиям 1980-х годов, у них небольшая грузоподъемность, что принципиально важно для роста грузоперевозок. Китайское автомобилестроение, наоборот, открыто для инноваций и последних достижений. Именно поэтому китайские компании отдают предпочтение MAN-F2000 (Германия)».

К слову, на данный момент в России работает семь крупных предприятий автомобилестроения, на которых сосредоточено 80% производства автомобилей. Производителей тяжелых автомобилей четыре: КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, «Урал». Российские грузовики занимают ведущее место на отечественном рынке, однако основным их конкурентным преимуществом является стоимость, а не эффективность. Впрочем, это не помогло им завоевать китайский рынок в 1990-х годах.

Публицист, военный китаевед, полковник ГРУ Андрей Девятов, человек, в общей сложности 17 лет проведший в Китае, сумел предложить целый список нетривиальных идей (вместе с небесполезными комментариями). «Россия может продавать Китаю технологии, но китайцы предпочитают их воровать.Что резонно, ибо порядка в РФ нет. За космос Россия получила с Китая примерно 80 млн американских юаней, тогда как Китай вытянул из России космических технологий, наверное, на $80 млрд».

«Россия может продавать Китаю знания, например, по психоинжинирингу и рефлексивному программированию. В этой части когнитивной психологии Россия не уступает никому в мире. Только нельзя на пушечный выстрел подпускать китайцев к нашей когнитивной психологии. А взаимодействие возможно лишь в форме специальной школы с приглашенным профессором».

«Россия может продавать Китаю питьевую воду, для этого в трубу Тайшет – Тихий океан вместо нефти без ущерба для РФ можно закачивать байкальскую воду, которая вытекает через Ангару и после Братской ГЭС уже никому в России не нужна. Труба наполнится уже одной шестой водосброса Ангары».

«Китаю можно продавать услуги транзита грузов в Японию, для чего нужно построить железнодорожную линию протяженностью 70 км от Хуньчунь до Зарубино с китайской шириной колеи и пустить железнодорожный паром в порт Ниигата. Грузовая база – 10 млн тонн в год (уголь, зерно). Без перегрузов – это экономия минимум $20 c тонны. То есть за услуги транзита РФ может получать доход минимум $10 с тонны (ширина железнодорожной колеи в Китае и Японии одинаковая)».

«Россия может предоставить Китаю на своей территории закрытые приграничные зоны экспортной переработки сырья, где китайцы могут овеществлять свой труд, не рассеиваясь по просторам Сибири».

Самым креативным, как мы и ожидали, стал комментарий основателя и руководителя крупнейшей дизайн-студии в стране Артемия Лебедева. Для того чтобы ответить на заданный «Вестником» вопрос, ему хватило всего двух слов – «промышленный дизайн» . Сдержанность Лебедева с лихвой компенсировали китайцы.

«Российский промышленный дизайн сосредоточен и главным образом развивается в военной отрасли, — считает Фэн Чанхун, генеральный секретарь Ассоциации промышленного дизайна (Шэнчжэнь). — К тому же он ориентирован на сектор government to government, а не на потребительские товары, такие как, например, автомобили, бытовые приборы, мобильные телефоны и прочее. Поэтому китайские производители практически не сотрудничают с Россией в области промышленного дизайна. Можно назвать лишь единичные случаи. Качество промышленного дизайна российских компаний значительно уступает, например, американскому и итальянскому. Китайские производители пользуются преимущественно услугами компаний из Италии, Великобритании, США, Японии и Южной Кореи. Китай известен как «фабрика мира». Большинство предприятий выпускают продукцию под марками ОЕМ, поэтому многие производители не обременяют себя необходимостью разрабатывать собственный дизайн продукта. Таким образом, спрос на промышленный дизайн со стороны китайских производителей относительно невысок. Малый и средний бизнес, как правило, прибегают к услугам местных китайских дизайнерских компаний – при разработке дизайна они не нуждаются в исключительном качестве конечного результата, даже при относительно простом дизайне их продукт будет пользоваться спросом.

Я думаю, что сотрудничество китайских производителей и российских компаний вполне реально, поскольку рынок промышленного дизайна в Китае очень емок. Этот бизнес станет приносить российским компаниям прибыль в Китае, как только они смогут разрабатывать проекты, привычные по восприятию мира для местного населения, подходящие ему по менталитету. Для этого нужно проводить серьезные маркетинговые исследования китайского рынка.

Пока российские компании плывут по течению, угождая текущему потребительскому спросу, а не делают такие разработки, которые смогут зародить новые тенденции в промышленном дизайне».

Интересно, что бы на это ответил Лебедев?.. Едва ли согласился бы капитулировать. В общем, все эксперты сходятся в одном – кто ищет, тот найдет. Приготовьтесь, осада китайского рынка будет долгой.

Источник: http://www.chinapro.ru