В отличие от европейского восприятия, китайцы не воздвигали в ранг красоты обнаженное женское тело, наоборот, женщины в официальной живописи, всегда одеты. И одеты они в ципао – национальную одежду северного Китая. Маньчжурские женщины носили ципао с незапамятных времен.

На историческую авансцену ципао вышло после падения династии Мин. Произошло это в 1664 г.

Поначалу ципао – это была довольно примитивная одежда с двумя швами, пятью пуговицами и воротником стойкой. Запахивалась обязательно на левую сторону. Это была идеальная форма, которая полностью скрывала женщину, не оставляя ни малейшего намека на эротичность. Женщина высшего сословия и не должна была вызывать любовь, в европейском понимании этого слова, у нее были другие задачи: родить сына, как продолжение традиций и обеспечить уход за родителями мужа.

Но постепенно ципао стало не только женской одеждой, но и официальной мужской. Император Поднебесной должен был носить шелковое синее или желтое ципао, на котором красовалось девять вышитых золотом драконов и пять облаков – такие ципао могли позволить себе только члены императорской семьи, для всех остальных подданных существовали строгие регламенты по ношению ципао. Существовал специальный декрет, в котором указывалось какие ципао нужно носить в дождь, а какие на официальные приемы. Согласно историческим документам, императрица У учредила в качестве отличительного для разного рода должностных лиц и военачальников орнаменты птиц и животных. Это дало возможность разбираться с первого взгляда в сложных иерархических отношений пекинского двора.

Вообще ципао можно назвать революционной одеждой, до момента ее восхождения на престол, конфуцианство предписывало не только носить строго определенную одежду мужчинам и женщинам, но даже хранить ее в разных комнатах. Таким образом, ципао, номинально уравняло мужчин и женщин. Но только номинально. Ципао буквально заковывало женщину с головы до ног – жесткий стоячий воротник не позволял повернуть головы, а длинные рукава и подол стесняли движения с одной стороны, но зато благодаря им и появилась знаменитая семенящая походка китаянок, полная женственности и грации. Так было вплоть до прошлого века.

В начале ХХ века в Китае стали происходить значительные изменения. Это касается не только внутренней и внешней политики, но и моды. Китаянки сделали из ципао нечто суперэротичное и оригинальное – рукава стали короткими, разрезы по бокам платья открыли миру стройные красивые ножки и соблазнительные очертания точенных фигурок. Более того, они надели туфли на высоком каблуке вместо традиционных, уродующих ногу, туфелек-лотосов. Именно эту эротичность и настоящую оригинальность кроя продемонстрировала Нэнси Хуан в фильме «Мир Сюзи Ван» и западный мир, буквально, захватила любовь к этому платью. Масло в огонь подлили хиппи, которые бредили восточной философией, буддизмом и даосизмом. В общем ципао, стало тем самым элементом китайской культуры, который органично вписался в европейскую жизнь. И как бы там не было, ципао заставило европейцев присмотреться к Китаю, показав, что Поднебесная не только страна великих изобретений, но и красивых женщин, которые по-прежнему имеют маленький ротик, глаза, как плоды личи, и талию, как ствол ивы.

Источник: http://www.chinapro.ru