И это отражается во всем: в образе жизни, отношениях друг к другу, менталитете государственности и искусстве. Особенно в последнем. Не умоляя достоинств европейской живописи, все же рискну предположить, что западная школа на данный момент слишком уж увлеклась концептуализмом и как-то забыли о тяге человека к прекрасному. Собственно результат виден и невооруженным глазом – последние выставки современного искусства, говорят о чем угодно, только не о красоте.

Китайцы же, в силу своего воспитания и убежденности о связи с Вселенной, умеют видеть красоту в близлежащих перспективах. Одним из примеров такого видения является гохуа – китайская живопись тушью на рисовой бумаге или шелке.

Техника гохуа – это симбиоз китайской традиционной живописи и европейской школы живописи маслом. Только в философии, китайские мастера более приближены к импрессионистам конца XIX века, которые пытались сохранить мимолетность бытия в своих картинах. Китайские живописцы придерживаются тех же традиций, только в отличие от своих французских коллег, они более глубоко видят красоту, стараясь запечатлеть в своих картинах “момент во времени”, как элемент общей картины мира.

Живопись Поднебесной всегда восхищала своей четкостью линий. Всего несколько штрихов достаточно чтобы передать глубинную суть момента происходящего. Поэтому даже пустота на картине наполнена глубоким символизмом. Китайские художники превзошли европейцев в концептуальности мироощущения. По ощущениям недосказанности, недоговоренности картины на рисовой бумаге дадут фору загадочному “Черному квадрату” Малевича, потому что китайцы считают, что идеальная живопись – это лист белой бумаги, который можно созерцать бесконечно: как горящий огонь, бегущую воду, работу человека…

Выбрав в качестве полотна рисовую бумагу, китайские художники, отказались от претензии на вечность, признавая за временем право на выбор лучшего. Поэтому многие картины в технике гохуа, созданные на заре ХХ века не дожили до нынешних времен и оценить красоту их уже не возможно. И именно поэтому, современники могут любоваться бесконечно китайской вышивкой, китайским фарфором и китайской каллиграфией, сожалея о невозможности увидеть мир глазами китайских художников, работающих с такой непостоянной субстанцией, как тушь и бумага.

Живопись в технике гохуа, это прежде всего живопись водорастворимыми красками. Как правило, используют тушь – акварель и гуашь не в почете в Поднебесной. Предпочтение такой технике было отдано еще со времен художника Ван Вэя — VIII век, который считал, то что “средь путей живописца тушь простая выше всего. Она раскроет суть природы, она закончит деяние творца”. Ван Вэй отдавал предпочтение монохромной живописи и до сих пор многие художники сохраняют эту традицию, но наряду с ней работают и с цветной тушью.

Картины гохуа пишут с помощью кисточки на бумаге или шелке черной и серой тушью. К слову, кончик кисти должен быть идеально острым, чтобы художник мог нарисовать тончайшие волоски на теле животного или пушинку, летящую по воздуху. На картинах прорисовывается, прежде всего, задний план. Никаких набросков и замалевок – художник должен держать в голове всю будущую композицию. Задний план выполняется в светлых тонах, при этом нужно тщательно следить за влажностью бумаги. Рисовая и бамбуковая бумага очень пористые: с одной стороны они идеально подходят для живописи тушью, с другой требуют тщательно соблюденного режима влажности. Иначе вся тушь быстро впитается и не получаться размывчатые пейзажи, исчезнет глубина и непередаваемое ощущения прозрачности всей картины. По мере высыхания бумаги, нанесенные слои перекрываются более темными тонами и так до переднего плана. В крайних случаях разрешается пользоваться кроющими красками более светлых тонов.

В традиционной китайской живописи гохуа различают два течения: сё-и – передача идеи и гун-би – прилежная кисть, и три основных жанра: шань шуй — «горы и воды», хуа няо -»цветы и птицы» и жэнь у — «люди и вещи». Это своеобразные аналоги европейских пейзажей, портретной живописи и бытовой. Гохуа напрямую связано с китайской каллиграфий и художники, чаще всего на первых этапах обучаются именно искусству каллиграфии, а потом уже переходят к живописи. Вернее, к копированию картин великих мастеров, этакий своеобразный, восточный, вариант передачи знаний и техники рисования с одновременным тренингом на терпение и трудолюбие. Очень часто художники гохуа дополняют свои картины строчкой из собственных стихотворений, написанных, естественно каллиграфией. Вообще, художники Китая – это не только люди владеющие кистью, и не столько. Это еще и поэты, и философы, которые видят мир во всем его разнообразии и могут себе позволить оставить его часть на свитке из рисовой бумаги.

Китайская живопись передает состояние души изображаемого. И не важно кто запечатлен на картине, человек или животное, картина должна также обладать животворной ци, и добиться этого можно лишь четко соблюдая традиции и пребывая в “правильном” состоянии духа. Традиционная китайская живопись гохуа – это уже давно признанное самостоятельное явление в мировом искусстве. Работы китайских мастеров украшают лучшие картинные галереи мира, несмотря на то, что они являют разительный контраст с западноевропейской культурой.

Источник: http://www.chinapro.ru