Китайское направление в работе “ЕвроСибЭнерго”, которая управляет энергетическими активами “Базового Элемента”, обозначилось еще в 2003 г. Тогда губернатор Красноярского края направил президенту России письмо о важности скорейшего завершения строительства Богучанской ГЭС. Главу региона беспокоили вялые темпы строительства и опасность разрушения станции в случае прекращения финансирования. Проще говоря, для станции требовались инвестиции.
Несомненно, задача была сложной. Чтобы достроить ГЭС, требовался $1 млрд. Причем проект не выглядел соблазнительным. На тот момент существовало мнение о том, что Восточная Сибирь и без того энергоизбыточна, поэтому важней строить ЛЭП, способные передавать большие объемы электроэнергии на запад страны. Кроме того, был необходим пересмотр подходов к инвестиционному процессу в сетевом строительстве, привлечения частных инвестиций.
Потенциальных инвесторов у Богучанской ГЭС было два – РАО “ЕЭС” России, ежегодно выделявшее на “долгострой века” около полумиллиарда рублей – менее 1% от необходимого, и “ЕвроСибЭнерго”. РАО “ЕЭС”, в свою очередь, было намерено достраивать станцию, рассчитывая на будущие поставки электроэнергии в Китай. Хотя никаких гарантий того, что Поднебесная будет покупать российское электричество, не было. Дело в том, что в Китае за последнее время было построено несколько десятков ГЭС суммарной мощностью 35 000 МВт, в то время как мощность Богучанской ГЭС – 3 тыс. МВт. А в планах у Китая было строительство станций суммарной мощностью более 45 000 МВт. И это не считая строящихся атомных блоков АЭС и ТЭЦ-генерации. Иными словами, трудно было рассчитывать, что Китай, стремящийся к политике энергонезависимости от внешних поставщиков, обратит внимание на российское электричество. К тому же на тот момент ближайший к Богучанке крупный потребитель в Китае располагался на расстоянии более 3000 км, а это еще $ 2-3 млрд на строительство сетей, которые, как ни крути, должен был оплатить российский потребитель через РАО “ЕЭС” посредством повышенных тарифов. Да и Президент России в ходе своей поездки по Сибири и Дальнему Востоку высказывался за то, чтобы электроэнергия Богучанской ГЭС потреблялась внутри России.
Точка зрения “ЕвроСибЭнерго” на счет стремления РАО достроить станцию самостоятельно также касалась народного кармана. По мнению руководства организации, этот шаг мог лишь привести к значительному росту тарифов в Красноярском крае. Вместе с тем, в “ЕвроСибЭнерго” не были уверены в необходимости строительства Богучанской ГЭС для нужд экспорта электроэнергии. Впрочем, и в Сибири по состоянию на начало 2004 г. ситуация с ГЭС не ясна.
Работать нужно тщательней
Вместе с тем к 2009 г. “ЕвроСибЭнерго” имела довольно прочные позиции в Восточной Сибири, где помимо Богучанской ГЭС, “Иркутскэнерго”, “Иркутской электросетевой компании”, крупнейшим заказчиком стал ОК РУСАЛ. Большие надежды были возложены на развитие Тайшетского промышленного узла. Региона, развитие которого планируется как основное поле для действия сценария “Новая индустриализация”. Модель развития “ЕвроСибЭнерго” на 2008-2012 гг. предполагала в большей степени органический рост, а также покупку проектных и монтажных активов.
С новой силой китайское направление в деятельности “ЕвроСибЭнерго” обозначилось в начале 2010 г., когда стало известно о том, что владелец компании Олег Дерипаска рассматривает возможность проведения IPO в Гонконге, вслед за “Русалом” в надежде привлечь около $1, 5 млрд. Привлеченные средства компания могла бы потратить на свою инвестпрограмму: строительство порядка 5 ГВт новых мощностей как в Сибири, так и в европейской части России, а также на финансирование СП с “Росатомом” по созданию реактора нового поколения. Правда, существовали предположения, что привлеченные при IPO средства пойдут на улучшение долговой позиции группы. Тем не менее, в заявлениях руководства российской компании гонконгское IPO звучало как старт в переориентации с европейского на азиатский рынок. “Гонконг является воротами в Азию, – сказал Дерипаска в интервью. – Я уделяю больше и больше внимания Азии, потому что считаю, что мы можем успешнее и эффективнее делать бизнес в Азии, чем в испытывающих постоянные проблемы экономиках, таких как британская”.
Однако на тот момент трудно было предполагать, что IPO российских компаний будут по-настоящему интересны азиатским инвесторам. И в самом деле, первичные публичные размещения акций во всем мире сталкиваются с многочисленными проблемами. Причем различные фонды, от RCM Asia Pacific Ltd. до Samsung Investment Trust, говорили открытым текстом, что IPO российских компаний не соответствуют их нацеленным на Азию инвестиционным стратегиям. Та же Samsung Investment Trust в основном ориентирована на Китай с его ресурсами. По большому счету специалисты азиатских финансовых компаний давали понять, что китайским инвесторам еще нужно время, чтобы “разобраться” в российских компаниях. А это может занять от 10 до 15 лет. Проще говоря, российским компаниям предлагалось не на скаку с саблей наперевес въезжать в Азию, в противовес европейским финансовым площадкам, а более тщательно выстраивать здесь свои отношения.
Тщательность проявилась буквально в сентябре, когда в Иркутске в рамках Шестого Байкальского Международного Экономического Форума состоялась встреча делегации En+ Group (которой принадлежит “ЕвроСибЭнерго”) c делегацией Государственного комитета по делам развития реформ и Государственного управления по делам энергетики Китая. Именно здесь обсуждались перспективы сотрудничества в реализации энергетических проектов в России и возможность участия китайских компаний в инвестиционных проектах “ЕвроСибЭнерго”. Как результат, слова директор государственного управления по делам энергетики Китая Чжан Гобао: “Мы приветствуем начало диалога с крупнейшей российской частной энергетической компанией и уверены в перспективах такого сотрудничества”.
А уже в начале октября состоялись договоренности “ЕвроСибЭнерго” и компанией China Yangtze Power Company, которая контролируется госкорпорацией Three Gorges Corporation. В рамках достигнутых договоренностей “ЕвроСибЭнерго” и China Yangtze Power планируют определить список приоритетных совместных проектов, а затем заключить отдельные соглашения по реализации каждого из них.
Источник: http://www.chinapro.ru