Основная цель художественной критики поиск рациональной основы для оценки живописи. Критика сравнивает и оценивает, она выявляет течения и анализирует происходящее в искусстве. Без нее не может быть развития, без критики рождается хаос, когда в результате определенных манипуляций стоимость работ автора в тысячи раз превышает реальную, основанную на их художественной ценности. Конечно, были в истории случаи, когда критика не признавала и не принимала новое течение, новое веяние. Но в большинстве случаев критика служит своего рода фарватером для коллекционеров, галерей, арт-любителей и… помогает художникам развиваться.

В принципе на поставленный вопрос можно ответить утвердительно (можно утвердительно ответить): художественная критика в Китае есть. Но! Она практически не оказывает воздействия на рынок, т. к. местные критики не имеют достаточного влияния. Из тех, кто обладает должным эстетическим вкусом и получил достойное образование, мало кто готов отстаивать свое мнение.

Далее — в Китае практически нет профессиональных журналов об искусстве. Но даже для тех, которые есть, независимая (а только такая возможна) критика неинтересна. Критик в Китае становится частью «производственного цикла» китайского искусства. Галереи и аукционы преследуют весьма четкую цель – продать произведение искусства по максимальной цене. Чтобы сформировать спрос, критику заказывают статью (естественно, положительную), которую после печатают в журнале (часто за деньги) или используют в презентации выставки, что, в свою очередь, становится основным способом привлечения внимания богатого, но весьма далекого от искусства коллекционера.

Но самое интересное, что даже если найдется критик, который выскажет негативное мнение, то вряд ли он сможет повлиять на продажи – достаточно авторитетных критиков в Китае, повторюсь, нет. Критика существует вне рынка живописи и не имеет никаких рычагов воздействия на него. На китайском языке даже не существует искусствоведческой терминологии: большинство терминов перешли из английского языка, который фактическим является языком китайской критики. В свою очередь это также снижает степень ее влияния на «умы и сердца». Например, 波普艺术, данный термин используется для обозначения «Pop Art», в данном случае слово Pop (от popular) заменяется сочетанием иероглифов, которые напоминают его по звучанию. Или 空气透视, «воздушная перспектива», что возможно является даже калькой с русского языка, так как содержит дословный перевод, в том время, как большинство используемых в китайском языке специальных терминов имеет смысловое значение.

Единственное, радует то, что в Китае есть авторитетные люди, которые понимают существующие проблемы и пытаются принимать меры. Например, Пи Ли (皮力), куратор, критик и преподаватель Центральной академии изящных искусств в Пекине, два раза в неделю читает лекции студентам по курсу критики. А два крупных коллекционера китайского искусства (один из Гонконга, другой – из Швейцарии), понимая значимость материальной базы для формирования независимой критики, создали стипендии и премии для критиков, которые пишут о китайском искусстве и художниках. Но на формирование системы уйдут годы. А пока галереи и аукционы будут использовать хаос для получения прибыли. Но долго ли?

Источник: http://www.chinapro.ru