В 90-е гг. многие китайцы пробовали продавать электронику. Состояние заработали единицы. Среди них – Чжан Цзиньдун. Секретом своего успеха он называет то, что открыл специализированный магазин – несколько лет продавал только кондиционеры.

Выбор в пользу кондиционеров

Работать по профессии выпускник Нанькинского педагогического университета не стал. Зарплата учителя китайской литературы – несколько десятков долларов – его не впечатлила. В 1984 г. Чжан устроился менеджером в промышленную компанию Нанькина. Через шесть лет на скопленные к тому моменту деньги, а также сбережения брата – всего 100 000 юаней – он взял в аренду 200 м. помещение – это стало началом Suning. В первом магазине продавались исключительно кондиционеры. Неожиданный для того времени выбор: в 90-е гг. ходовыми товарами были телевизоры, стиральные машины, кондиционеры, напротив, считались непозволительной роскошью. Чжан Цзиньдун, по его словам, делал ставку на будущее. А еще он говорил – «обслуживание – наш главный продукт». Купившим кондиционер он предлагал бесплатную установку и ремонт. За первый год он заработал 60 млн юаней, из них 10 млн – чистая прибыль. В 1993 г. годовой оборот составил 300 млн юаней, были налажены партнерские отношения с крупнейшими производителями кондиционеров в стране – Chunlan, Huabao, Feilu. В 1996 г. был открыт первый фирменный магазин за пределами Нанькина – в городе Янчжоу. Это стало началом сети Suning. В тот год продажи подскочили к 1,5 млрд юаней.

План «3C»

В 2000 г. в Нанькине был открыт гипермаркет Suning. Отныне компания продавала не только кондиционеры, а всевозможную технику по доступным ценам. Чжан выработал стратегию «3C»: компьютеры (computer), связь (communication) и потребительская электроника(consumer electric) — вот группы товаров, которые предлагал новый гипермаркет.

Suning с десятилетним к тому моменту опытом работы удалось заключить льготные контракты с поставщиками электроники. В результате, цены для потребителей были настолько демократичными, что, по воспоминаниям Чжана, за покупками в новый гипермаркет приходили не только обыватели, но и мелкие бизнесмены.

Итог спроса — в 2001 г. один новый магазин открывался в среднем каждые 40 дней, в 2002 г. – каждые 20, в 2003 г. – уже каждую неделю, в 2004 г. — каждые пять дней. Сейчас сеть Suning представлена более чем 600 магазинов во всех китайских провинциях и городах центрального подчинения.

А что же личный счет Чжана? В 2008 г. с состоянием в $3,2 млрд он стал седьмым в рейтинге самых богатых китайцев, по мнению Hurun. Forbes оценило его состояние в $4,5 млрд, поставив на пятое место.

Источник: http://www.chinapro.ru