Дмитрий Янин: «Альтернативы китайскому легпрому не будет»

«Китайское качество». Так часто говорят о товарах низких по качеству, не зависимо от страны изготовителя. Действительно ли то, что сделано в Китае хуже произведенного в Европе или России, например?

То, что китайское хуже, — это стереотип, который сформировался в 90-е годы. Тогда в Россию впервые хлынул поток дешевого, как правило, некачественного ширпотреба из Китая. Бедное население расхватывало копеечные товары – зонтики, ботинки, которые были по сути одноразовыми (они носились один сезон в лучшем случае)… По мере переноса производств из Гонконга, Тайваня, Европы и других стран в Китай, качество товаров изменилось до неузнаваемости. Например, сшитая в Китае обувь теперь мало чем отличается по качеству от брендовой.

Почему тогда настолько живуч стереотип в отношении китайского качества?

Люди обожглись однажды, вот и не доверяют теперь этому самому китайскому качеству. Впрочем, люди догадываются, что многое из того, что попадает на полки российских магазинов, сделано в Китае, что их обманывают, пряча Китай за европейскими брендами, за странами, которые давно уже ничего не производят. Пришло понимание, что не нужно бояться китайских товаров, если у тебя глаза на правильном месте, то ты разберешься и купишь себе хорошие китайские брюки или хороший китайский костюм. Тем более что российской альтернативы китайскому легпрому не будет. Я думаю, что нам не стоит даже запускать какие-либо целевые программы в этом направлении, мы тут просто не конкурентоспособны. Это напрасная трата денег из федерального бюджета. Одежда, игрушки, обувь, — все будет делаться в Китае, Индии или Бразилии, и с каждым годом это будет качественнее и доступнее. Китайцам стоило бы больше рассказывать о себе, и тогда стереотип о китайском качестве останется в прошлом. Повторюсь, сейчас китайское качество ничем мировому не уступает, Китай проигрывает разве что по продовольственной группе.

Почему проигрывает? Китайский чай, например, ценился во все времена…

Да, это, пожалуй, единственный китайский продукт, качество которого потребитель под сомнение не ставил, а вот к китайским фруктам, мясу, овощам люди относятся насторожено. Мы проводили исследования толерантности населения к подделкам. И оказалось, что если к подделкам, например, одежды и обуви люди относятся лояльно (я уж не говорю про CD, DVD, здесь люди готовы покупать все, даже откровенный контрафакт, ничего их не останавливает), то покупать плохую еду 80% из них не готовы. Даже китайская цена решающей не является. Люди скорее сделают выбор в пользу более дорогих американских, европейских или, например, бразильских продуктов. А происходит так оттого, что у потребителей нет доверия к системе надзора Китая. Я, кстати, разделяю эти стереотипы. Потому что я знаю, как, например, устроена система Food safety в США, Европейском Союзе и понимаю, что нужно доверять товарам, которые идут оттуда, и я абсолютно не понимаю, как отслеживается применение нитратов, пестицидов китайскими фермерами, какой существует за ними надзор и как борются с теми, кто установленные нормы нарушает. Если Китай улучшит транспорентность, у него есть все шансы завоевать потребителя и в этом сегменте, все-таки цена – хороший аргумент для потребителя.

Источник: http://www.chinapro.ru