С одной стороны, творчество иронических реалистов Китая трудно назвать гениальным. Скажем так, вряд ли подобное творчество вызвало бы интерес, если бы оно было плодом творения какого-нибудь европейского художника. С другой стороны, успех китайских художников на арт-рынке и популярность их работ у коллекционеров вызывает естественное желание к ним присмотреться: «Что же в них находят?» Подобный вопрос у меня вызывают работы одного из самых дорогих современных художников в Китае – Юэ Миньцзюня.
С этого момента начинается стремительное восхождение смеющихся «юэминьцзюней» на Олимп мировой живописи. Теперь его работы на аукционах уходят дороже, чем за миллион долларов. Его персональные выставки проводятся авторитетными галереями в различных частях света. А Юэ Миньцзюнь по-прежнему активно плодит своих двойников на холсте и в виде скульптур. Но в отличие от его творений у художника грустные глаза, что даже не может скрыть его улыбка.
Его смеющиеся автопортреты растиражированы в различных образах и формах: картины, постеры, скульптуры. И практически всегда Юэ Миньцзюнь изображает себя, и всегда он смеется. При этом нередко рука прижата к телу на уровне живота. Из-за этой позы у меня складывалось впечатление, что ему больно, а улыбка – скорее оскал или застывший крик. И во многом, это не столь далеко от истины. По словам самого автора, улыбка является традиционным способом скрыть свои мысли и чувства у китайцев. «Я хочу спрятать свои плохие мысли и чувства за улыбкой», — говорит он. А что же скрывает улыбка Юэ Миньцзюня?
Родился Юэ Миньцзюнь в семье военного в 1962 г. Отца отправили служить на границу с Кореей, а когда в городе Дацине (провинция Хэйлунцзян) обнаружили нефть, то отец был назначен на работу в район нефтедобычи. И лишь в 1972 г. семья перебралась в Пекин.
Детство Юэ Миньцзюня, как и многих других иронических реалистов, пришлось на годы Культурной революции, когда школы были закрыты и дети в течение многих лет были предоставлены сами себе. Лишенные необходимости посещать классы, Юэ Миньцзюнь развлекался, перерисовывая пропагандистские листовки и плакаты. После уже в школе на его талант обратил внимание учитель рисования. И в течение нескольких лет он занимался традиционной живописью со стареньким учителем. После окончания средней школы уже в Пекине он начал свою трудовую деятельность в качестве электрика. Но уже в 1985 г. он понимает, что не в состоянии совмещать работу и свою страсть к рисованию. И поступает в Хэбэйский педагогический институт на отделение живописи.
В том же году в Китае возникает движение художников-авангардистов, которое притягивает и Юэ Миньцзюня. В 1987 г. он выставляет свои первые работы. А в 1989-м он, узнав, что в Национальной галерее должна пройти крупнейшая выставка китайского авангарда, отправляется в Пекин. За то время, что он ехал в поезде, власти запретили проведение выставки. Юэ Миньцзюнь задерживается в столице и покидает ее всего за пару дней до событий на главной площади страны. События 1989 г. нанесли травму для целого поколения молодых людей. Тогда и у Юэ Миньцзюня, выросшего в патриотической семье, полностью ломается представление о мире: теперь он может доверять только себе…
Изменения в сознании Юэ Миньцзюня выплескиваются в его творчество. Свой страх, растерянность, неприятие происходящего вокруг он, как настоящий китаец, пытается скрыть за смехом, за яркими цветами – ему важно сохранить «лицо». Но одного взгляда достаточно, чтобы понять, что изображаемые в его работах смех и радость напускные, неискренние, что они всего лишь защищают мир и самого Юэ Миньцзюня от негативных чувств в его душе.
В начале 90-х после окончания университета Юэ Миньцзюнь переезжает в пригород Пекина, деревушку под названием Юаньминюань, где формируется целое поселение современных китайских художников. Однако живопись пока не приносит ему дохода, поэтому время от времени ему приходится преподавать рисование или занимать деньги у родителей. Все меняется, когда в 1992 г. Юэ Миньцзюнь продает свою работу за $1500 владельцу гонконгской Hanart Gallery…
Начинается стремительное восхождение смеющихся «юэминьцзюней» на Олимп мировой живописи. Растет и стоимость работ Юэ Миньцзюня, теперь они уже уходят на аукционах за суммы, превышающие миллион долларов. Его персональные выставки проводятся авторитетными галереями в различных частях света. А Юэ Миньцзюнь по-прежнему активно плодит своих двойников на холсте и в виде скульптур. Но в отличие от его творений у художника грустные глаза, что даже не может скрыть его улыбка.
Источник: http://www.chinapro.ru