Несколько заводов по производству продуктов быстрого приготовления, собственная сеть закусочных в 50 китайских городах, 25 000 работников и обороты продаж на миллиарды юаней – это настоящее китайца Ли Вэя, названного Forbes самым молодым миллиардером провинции Хэнань. А начинал он свой бизнес почти десять лет назад с 2000 юаней, взятых в долг.

От игры к делу

Выпускник факультета журналистики Чжэнчжоуского университета Ли Вэй по профессии поработал всего два года. В 1992 г. журналист, к тому моменту не однократно бравший интервью у самых успешных предпринимателей решил и сам стать бизнесменом. Он продавал сою, вместе с другом открыл было компьютерный клуб, торговал брендовыми джинсами. «Ничего не заработал, не чем-то серьезным занимался, а скорее лишь играл, но, что такое бизнес, понял», — вспоминает Ли Вэй свои первые шаги в бизнесе.

Первое «серьезное» предприятие хэнаньский репортер начал в 1996 г. Случайно на глаза ему годовая статистика продаж мороженого, которые выросли на 100% за год. Там же он вычитал и прогноз на ближайшую пятилетку – кривая продаж будет идти вверх, утверждали эксперты. «Я сразу понял, что это шанс», — говорит Ли Вэй. А тут еще появилась новая компания, производитель мороженого — Wall’s. Она быстро завоевала потребителей в крупных китайских городах – Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, в городах же «второго порядка», к которым относился и Чжэнчжоу, не было ни одного дистрибьютора. Ли Вэй отправился в Пекин (там находился головной офис производителя мороженого) договариваться. «Хэнань – самая густонаселенная китайская провинция» – этот аргумент производителя мороженого убедил. Wall’s должен был предоставлять хэнаньскому бизнесмену свои продукты по льготным ценам, Ли обязался наладить дистрибьюторскую сеть в Хэнани на свои средства. К тому моменту своих сбережений у него было не много. Бросив кличь по друзьям, сумел насобирать 2000 юаней – сумма незначительная, поэтому действовать нужно было наверняка. «Отдав товар в магазины на реализации, я неминуемо прогорел бы, все-таки хоть и самой густонаселенной провинцией Китая была Хэнань, платежеспособного населения было не так-то уж много, другое дело фешенебельные гостиницы – там с покупателями проблем не будет».

От лета к зиме

Расчет оказался верным, продажи мороженого неуклонно росли. Только вот основная выручка приходилась на лето, практически сходя на нет зимой. Ли Вэй решил наладить реализацию новогодних пельменей со сладкой начинкой (汤圆, tangyuan) – традиционное китайское лакомство, с хорошими продажами в зимний сезон. От идеи, которая появилась в 1997 г., до реализации прошел год. «Сам я в этом ничего не понимал, нужны были профессионалы», — объясняет Ли Вэй задержку. Грамотные люди появились после того, как в 1998 г. в одной из наиболее тиражных газет провинции Dahe bao (в ход пошли старые связи журналиста) разместил объявление такого содержания: «Кто больше всего знает о производстве tangyuan, может заработать 500 000″. Эта сумма стала гонораром человеку, который наладил производство лакомства для Ли Вэя, благо деньги у последнего уже были, первый бизнес стабильно приносил доход.

Ставка на имя

К новогодним праздникам на складе было уже несколько сотен тонн продукта. Только вот покупать лакомство от неизвестного производителя никто не хотел. «Я и мои сотрудники лично посетили все возможные места продаж, предлагали взять наш товар на реализацию по самым низким ценам, некоторые согласились». Ли говорит, что первую партию распродали с трудом, практически ничего не заработав. «Нам нужно было имя, чтобы больше никогда ничего подобного не повторилось» – объясняет Ли Вэй решение зарегистрировать бренд Synear Frozen, вскоре реклама компании появилась в газетах. Ровно через год, в 1999 г., объем продаж составлял уже 80 млн юаней!

Прибыль инвестировали в развитие. К 2000-ым освоили производство пельменей и других видов продуктов быстрого приготовления.

В погоне за прибылью

Первые несколько лет прибыль росла не меньше чем на 50% в год, а к 2003 г. ее рост остановился. Именно тогда Ли Вэй решил открыть первый ресторан. Идею реализовать удалось во время новогодних праздников в 2005 г., когда в Нанькине было открыт первый ресторан быстрого питания «Одна река, два берега» – название взятое из классической китайской литературы. Большинство блюд были приготовлены из продуктов компании Synear Frozen, что гарантировало отсутствие перебоев в снабжении сети, а кроме того было дополнительной рекламой полуфабрикатам Ли Вэя. Через два года недорогие рестораны были открыты в Пекине, Гуанчжоу, Шэньяне – всего 50 городах.

Сегодня бизнес Ли Вэя – заводы по производству полуфабрикатов и сеть ресторанов быстрого питания, в которой к 2010 г., по прогнозам компании, должно быть не меньше 300 заведений. О новых проектах 41-летний житель Хэнани пока не думает. Его личное состояние, по расчетам Forbes, уже превысило $600 млн.

Источник: http://www.chinapro.ru