Цзо Цзуншэн родился в Шанхае, а вырос в Чунтине, куда семья переселилась, когда ему было шесть лет. Там он окончил школу, после чего подобно сотням сверстников, прошел «трудовую подготовку» в деревне. Затем – работа на фарфоровом заводе. В общем, начинал также как и все, говорит Цзо. А в 80-е, когда в стране начались реформы, он пошел отличным от многих путем: уволился с завода, чтобы заняться своим делом.

Сперва он уехал в Хэбэй, затем в Шаньдун. Продавал книги, фрукты, одежду – брался за любую работу, лишь бы она приносила деньги. «Только вот удача обходила меня стороной», — рассказывает Цзо, поясняя: фрукты сгнили, а когда занимался одеждой, обманул компаньон, в итоге даже денег на обратный билет домой не осталось. «Тогда я стал было подумывать о том, чтобы бросить все и вернуться на завод. Но судьба в лице дяди подарила мне шанс». Цзо объясняет, что его родственник держал ремонтную мастерскую. «Дядька знатный был мастер. По гулу мотора он мог определить неисправность. Он меня всему научил».

После года дядькиной науки, в 1982 г., Цзо Цзуншэн открыл свою ремонтную «мастерскую» – натянул возле дома тент и стал чинить мотоциклы теперь уже без присмотра родственника.

Двигатель своими руками

В 1990 г. он встретил давнего приятеля. Оказалось, тот открыл завод по производству трехколесных мотоциклов. Причем желающих, поделился друг, значительно больше, чем товара. Как позже выяснил Цзо – не хватает двигателей. «Двигатели делать я умел, почему не попробовать себя в этом бизнесе?» – задался вопросом хозяин мастерской. О своих планах он рассказал другу. Договорились на приемлемые для обоих цены. Через день Цзо получил заказ на 100 двигателей.

В тот же месяц он посетил 59 заводов по производству двигателей, был на Yamaha. И хотя, как уверяет Цзо, мог все сделать и сам, он нанял человека с одного из этих производств. В 1992 г. к тому моменту уже производитель двигателей, Цзо решился на официальную регистрацию завода – научно-техническая мотостроительная компания Zongshen. Инвестировал заработанные за 10 предыдущих лет 200 000 юаней и еще 300 000 взятых в кредит. С того момента, считает Цзо, он действительно стал производителем.

Все средства на развитие

Заработать никому неизвестная компания, которая начинала без каких бы то ни было сертификатов, по его собственному мнению, смогла потому, что рынок двигателей был совершенно не заполнен. «В 1994-1995 гг. неплохие барыши получали все, кто был в этой сфере», — вспоминает Цзо Цзуншэн. Он в отличие от конкурентов, все заработанные деньги вкладывал в разработки: главное качество и передовые технологии, так размышлял основатель компании Zongshen, который понимал, что все время «снимать сливки» не получится.

Время показало, что стратегия, выбранная Цзо оказалась правильной: из тех компаний, с которыми он начинал, и кто уже тогда лидировал на рынке, не многие дожили до сегодняшнего дня. А компания Цзо между тем начала производить и мотоциклы.

Сегодня его компания ведущая в своей отрасли. В Zongshen Group работают 18 000 сотрудников. Компания ежегодно производит 1 млн мотоциклов, по общей сумму оборота продаж Zongshen Group занимает первое место в отрасли. Общий объем активов компании оценивается в 40 млрд юаней. Личное состояние Цзо Цзуншэна, по подсчетам Hurun Report, в 2008 г. превысило $440 млн.

Источник: http://www.chinapro.ru