Китай в Африке ограничить нечем

Сначала на вопрос президенту США со стороны конгрессменов о том, что американцы делают в Ливии, был дан ответ: те, кто требует прояснить цели и роль США в операции против режима ливийского лидера Муамара Каддафи, “занимают неконструктивную позицию”. Следом, во время июньского визита в Замбию госсекретарь США Хиллари Клинтон фактически предостерегла африканские страны от китайского “неоколониализма”. То есть, устами американского официоза было озвучено – Китай до такой степени прочно укрепился в Африке, что ограничить это со стороны Запада уже нет никакой возможности.

Эту точку зрения подтверждает республиканец Пол Крэйг в статусном Foreign Policy Journal. Он говорит, что США в Ливии воюют не с Каддафи, а с Китаем, а “протесты против Каддафи, судя по всему, были организованы ЦРУ в восточной части Ливии, где сосредоточено 80% нефтяных запасов и где имеются значительные инвестиции Китая в энергосектор”.

Но дело не только в энергетике. Известно, что Муамар Каддафи был ключевой фигурой в Африканском Союзе, и с его помощью серьезно упрощалось проникновение КНР в Африку. Так, если в 1980-е годы товарооборот между Африкой и Китаем составлял $12 млн, то в 2009 г. он преодолел планку в $130 млрд.

Тему развивает южноафриканский банк Standard Bank Group Ltd, который прогнозирует рост двусторонней торговли между Китаем и Африкой к 2015 году до $300 млрд, то есть, удвоение того, что было в 2010 г.

Такому развитию событий способствовал длинный перечень фактов. Например, начиная с 2005 го. часть продукции менее развитых африканских стран, у которых налажены дипломатические связи с Китаем, импортируется в Поднебесную беспошлинно. Еще один, не менее интересный момент – к концу 2009 г. число инфраструктурных объектов, возведенных в Африке при помощи Китая, превысило 500. И руководство КНР продолжает предоставлять для этого льготные кредиты, поощряя свои банки увеличивать объем кредитования в этих странах.

Социалка в обмен на нефть и никаких политических условий

Китай не рвется в Африку, как это делают некоторые страны с флагом демократии наперевес. Такая патетика не в его стиле. Для Поднебесной более привлекателен контроль над ситуацией, поэтому ни форма собственности, ни ее владелец в такой ситуации роли не играют. Так в Зимбабве большинство магазинов, считаясь зимбабвийскими, на самом деле китайские. То есть, китайцы при нынешнем руководстве страны нашли способ договориться с ним, видимо, найдут и при следующем.

И вообще, китайское проникновение в Африку, это целенаправленная и достойно организованная программа. На “черном” континенте КНР закрепляется основательно – строит школы, кредитует местные правительства. При этом везет туда своих инженеров с рабочими. Примеров такого подхода достаточно. Так в Конго с помощью инвестиций из Китая были построены дороги, больницы и гидроэлектростанции, а также нефтедобывающая отрасль. В июне 2011 г. там состоялось открытие ГЭС мощностью 120 мегаватт, строительство которой также было профинансировано китайской стороной. Зато теперь китайцы покупают там целые леса. Стало известно, что китайская компания Wang Sam Resources намерена в ближайшее время вложить более $15 млн в покупку более 700 гектаров конголесского леса. Соответствующее соглашение было подписано между главой Wang Sam Resources и министром экономики Конго. Согласно ему будут построены лесопилка, цех по сушке древесины и фабрика по производству изделий из дерева, на которых предполагается занять примерно 310 человек.

Согласно статистике Замбии, инвестиции Китая способствовали созданию 15000 рабочих мест в стране в 2010 г. В Уганде в это же время Поднебесная стала крупнейшим инвестором. Вообще на сегодня КНР инвестировал в 49 стран Африканского континента. Только в Замбии, Нигерии, Египте и Эфиопии его инвестиции в развитие местной инфраструктуры составили более $250 млн. И практически везде назад китайцы получают природные ресурсы, особенно нефть, необходимую для обеспечения бурного развития страны. Китаю интересна любая нефть: нигерийская, суданская, ангольская, габонская. Приоритетным является центральный район между Суданом и Чадом. Китайская Национальная Нефтяная компания (CNPC), вложив $11 млрд в разработку нефти в Судане стала там крупнейшим иностранным инвестором.

А раз кредитование, в отличие от МВФ, предоставляется на льготных условиях, то африканские страны в переговорах отдают предпочтение Китаю, а не любым другим странам мира. Африканские лидеры приветствуют китайские интересы, которые продвигаются без политических условий, что зачастую ассоциируется с западными инвестициями, в том числе с давлением по поводу борьбы с коррупцией и прав человека.

Сотрудничество по-новому

Согласно одному из докладов Всемирного банка Африка получает несомненную пользу от китайских инвестиций. При этом ряд аналитиков связывают нынешний африканский рост исключительно с ними, отмечая самое главное преимущество Китая – он позиционирует себя как альтернативный партнер в странах, страдающих от западных санкций. И это приносит Поднебесной ощутимые дивиденды, в том числе во взаимоотношениях с другими африканскими государствами.

Китайская сторона не отказывается от такой трактовки положения дел. Так в феврале китайское информационное агентство Синьхуа, освещая поездку министра коммерции КНР Чэнь Дэминя в Марокко, Экваториальную Гвинею и Гану, сообщило, что торгово-экономическое сотрудничество служит важной основой китайско-африканской дружбы. По словам министра, текущий год – это первый год всемерного осуществления Китаем новых моделей и новых способов внешней помощи. В соответствии с духом Всекитайского рабочего совещания по внешней помощи, Китай увеличит в дальнейшем финансовую помощь другим странам, будет оптимизировать структуру внешней помощи, создавать новые способы оказания внешней помощи, повысит ее качество и эффективность.

В данном случае внимание явно следует уделить словам о новых способах оказания внешней помощи. Так вот, новым может являться вложение больших инвестиций в сельское хозяйство Африки, в обрабатывающую промышленность, финансы, торговлю и коммерцию, а также в охрану окружающей среды. Новым этапом отношений Китая с африканскими странами является проведение Форума по китайско-африканскому сотрудничеству – нового формата сотрудничества, аналогичного саммиту Франция-Африка, Форуму Африка-ЕС, конференции ТИКАД. Впервые он прошел с 10 по 12 октября 2000 года в Пекине. Естественно не останется без внимания совершенствование общественных служб и создание более благоприятной атмосферы для коммерческой деятельности предприятий. То есть, теперь Китай ориентируется на вхождение в общественную жизнь африканских государств. И это не смотря на явную непохожесть африканского и китайского стилей жизни.

Повторяя путь СССР

Казалось, подобная форма наращивания сотрудничества сформулирована во многом благодаря нынешним международным реалиям. Однако стоит обратиться к примерам 60-х годов, чтобы понять – все это было обозначено еще раньше, во время декабрьского 1963 г. визита в 10 африканских стран китайского премьер-министра Чжоу Энлая. То есть, сейчас по факту демонстрируется именно тот самый рояль в кустах, что когда-то был припасен там предыдущими китайскими руководителями. Дело в том, что в ходе визита были сформированы пять принципов развития политических отношений Китая со странами Африки. Первый – поддержка народов всех африканских стран в их борьбе против империалистов, колониалистов и неоколониалистов для завоевания и сохранения национальной независимости. Второй – поддерживать политику мира, нейтралитета и неприсоединения африканских стран. Третий – поддерживать стремление африканских стран к солидарности и единству средствами, выбранными самими странами континента. Четвертый – требовать от других стран соблюдения суверенитета африканских государств. Пятый – бороться против агрессий и других форм иностранного вмешательства.

Действительно, Китай ищет компромиссное решение проблем и современный пример Судана, где основные нефтяные запасы сосредоточены в пограничных районах воюющих севера и юга страны, наиболее примечателен. Компромисс особенно важен для Поднебесной, закупающей более 40% суданской нефти, что составляет 6% от всего китайского импорта. На основе политики невмешательства во внутренние дела Пекину удалось выстроить позитивные отношения, как с Севером, так и с Югом страны. И это не смотря на целый арсенал средств сдерживания влияния Китая со стороны США, начиная с создания объединенного военного командования по Африке (AFRICOM) в 2007 г. (когда экспорт Китаем нефти из Судана резко вырос) и заканчивая экономической и гуманитарной поддержкой, а также помощью в создании государственных институтов, вплоть до назначения советников при губернаторах штатов в Южном Судане.

Но еще раньше, начиная с 60-х годов, Китай следовал тем самым своим пяти африканским принципам. Так две из трех политических партий, боровшихся за власть в Анголе в 1970-х годах, ФНЛА и УНИТА изначально были маоистскими движениями и пользовались помощью Пекина, финансовой и военной. Танзания на некоторое время в 1960-х годах просто превратилась в большой военный лагерь, где китайские инструктора готовили партизанские кадры для национально-освободительных движений половины континента. Зимбабве, целую африканскую страну Китай вообще получил в качестве приза по одной простой причине, что взял под крыло Роберта Мугабе, которого до середины 1970-х годов как серьезную фигуру вообще никто не воспринимал. Большая часть иерархии зимбабвийской армии прошла военную подготовку в китайской Военной академии в Нанкине, КНР снабжала партизан оружием и деньгами. В результате, когда в 1980 г. Мугабе пришел к власти Китаю в Зимбабве был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, длящийся по сей день.

Но при всем этом, Китай то и дело повторяет, что увеличение его помощи Африке не продиктовано исключительно заинтересованностью в африканских природных ресурсах. Он просто помогает бедным странам из солидарности.

В конце апреля об этом заявил заместитель министра торговли КНР Фу Цзыин. Он сказал, что обвинения по поводу того, что помощь Пекина для Африки оказывается ради ее ресурсов, являются “глупостью”. Ведь нарастающие темпы китайской помощи очевидны во многих уголках развивающегося мира. Поднебесная также инвестирует в текстильные фабрики в Сирии, цементные заводы в Перу и мосты в Бангладеш. Поэтому обвинять ее в корысти – дело неблагодарное.

В Африку с дипломом МВА

К тому же Китай, как говорится, относится к делу куда более ответственно, чем другие страны. Например, если у Франции в ее традиционных вотчинах, Бенине и Того, имеется один экономический советник, то в торговом представительстве КНР в Бенине имеется шесть сотрудников во главе с советником, а в аппарате торгового представительства КНР в Того – восемь сотрудников. То же самое и в других странах Африки. При этом китайские сотрудники практически всегда имеют профильное экономическое образование и большой опыт работы. Так торговый и экономический советник КНР помимо прочего зачастую имеет диплом MBA, что позволяет ему без труда вникать в проблемы китайских частных и государственных компаний. Активно собирают и анализируют экономическую информацию о стране пребывания китайские торговые пр6едставительства. Характерно, что все без исключения торгпредства и посольства Китая в Африке имеют свои сайты, на который отражается вся необходимая китайским компаниям информация.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Китай, используя схожие с СССР механизмы, к началу 21 века стал одним из наиболее активных игроков на африканском континенте, по сути, заняв там место России. Но при этом трудно утверждать, что кто-то стал бы ждать, пока Российская Федерация оправится после последствий распада СССР и начнет игру с тех же позиций, что и раньше. Такого не может быть по определению. А раз так, то почему бы теперь не поучиться у Поднебесной?

Источник: http://www.chinapro.ru