Станция “Забайкальск” является частью крупнейшего российско-китайского железнодорожного перехода “Забайкальск – Маньчжурия”, обслуживаемого филиалом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — Забайкальской железной дорогой (ЗабЖД). В 2011 г. в реконструкцию станции было инвестировано более 831 млн руб. На эти средства, в частности, построены три новых пути узкой колеи. В этом году, согласно сообщению пресс-службы РЖД, объем вложений в названный проект увеличится в 3,6 раза – до 3 млрд руб. Компания планирует приступить к строительству двух выставочных парков: узкой колеи на пять путей и широкой колеи также на пять путей. “Ширина колеи железных дорог Китая уже, чем в России, и перед пересечением границы на вагонах меняют колесные пары”, — поясняется в сообщении. Также будут строиться соединительные пути, перегрузочные места и грузовой двор. В конечном итоге это должно существенно увеличить пропускную способность приграничной станции.

Досье
Забайкальская железная дорога (филиал ОАО «Российские железные дороги») открыта 1 июля 1900 г. Одной из стратегических задач ЗабЖД сегодня является совершенствование качества и объемов экспортно-импортных перевозок в КНР через пограничную станцию Забайкальск. Чистая прибыль РЖД по РСБУ по итогам 2011 г. составила 17,7 млрд рублей.

Известно, что в 2011 г. через “Забайкальск” перевезено 17,5 млн т внешнеторговых грузов. Без учета перевозок нефти (с августа 2010 г. она поставляется в КНР не железнодорожным транспортом, а по нефтепроводу), рост внешнеторговых перевозок через этот международный пункт пропуска составил 44,8% по сравнению с 2010 г.

Примечательно, что на этом фоне другой филиал РЖД — Дальневосточная железная дорога (ДВЖД) — сократила грузоперевозки в Китай и обратно на 8,9% от уровня 2010 г. По мнению экспертов, это связано с ростом стоимости грузоперевозок железной дорогой по территории России.

“Как это ни парадоксально, доставлять грузы автомобильным транспортом значительно дешевле, чем железной дорогой, — говорит генеральный директор ООО “РТК 52” Артур Радзюль. – В последнее время тарифы на железнодорожные перевозки сильно выросли. Так, в 2012 г. увеличение тарифов произошло на 10%. А ранее еще было скрытое увеличение, связанное с повышением стоимости использования подвижного состава РЖД, вызванное передачей подвижного состава частным компаниям, что вызвало серьезные сбои в предоставлении вагонов в течение 2011 года”.

По словам эксперта, перевозка одного железнодорожного контейнера 20ф из Владивостока в Нижний Новгород составляет более 150 000 рублей. “Поэтому сегодня стараются перевозить грузы не железной дорогой, а другими видами транспорта, в том числе и с использованием морского фрахта. Или, в крайнем случае, сократить путь следования грузов по территории РФ с использованием железнодорожных составов. Именно по этой причине поток грузов с Дальневосточной перетекает на Забайкальскую железную дорогу”, — поясняет Радзюль.

Экономия при перевозке грузов из КНР этим путем составляет 15-20%, подсчитала коммерческий директор “Русфрахт-Восток” Юлия Кожевникова. “Грузопотоки планомерно будет перемещаться в этом направлении. Неудивительно, что РЖД активно наращивает инвестиции в Забайкальский проект”, — отмечает Кожевникова.

Кроме того, сейчас полным ходом идет строительство автомобильного “Великого шелкового пути”, который соединит Шанхай и Санкт-Петербург, напоминает Радзюль. Предполагается, что сквозная доставка грузов по этому пути будет составлять около 2 недель, тогда как по железной дороге эти грузы сегодня доставляются за 40-50 дней. “Китай и Казахстан сейчас достраивают свои участки пути. В регионах России строительство тоже, если уже не началось, то начнется в этом году. Это заставляет торопиться РЖД”, — отмечает эксперт.

“Чтобы улучшить эффективность работы Забайкальской дороги РЖД нужно вкладывать большие средства в ее развитие, в увеличение количества подъездных путей, а также улучшение работы таможенного терминала. Таким образом, рост инвестиции в данный проект связан со стремлением РЖД “зацепиться” за рынок”, — заключает Артур Радзюль.

Источник: http://www.chinapro.ru